На "Ленте" сегодня появилась любопытная статья, не знаю уж, по какому поводу, в которой последние пионеры Советского Союза вспоминали этот свой опыт, и, в частности, обнаружились вот такие прелестные строки:
...Может быть, помнишь рассказ о том, как старшие мальчики играли в солдатиков в парке, приняли в игру мальчика помладше и поставили его в качестве постового, и он стоял до ночи, потому что про него забыли, а он был очень ответственный? Стоял и охранял воображаемый склад, пока не подошел дяденька милиционер и не сказал: «Свободен! Я тебя отпускаю с караула!» Вот это стандартная индоктринирующая советская история. Это слишком жестко для ребенка, это звериная серьезность.
Когда тебя готовят умереть в семь лет за воображаемый склад — это не очень хорошая история. А когда тебя учат петь под гитару у костра, вязать узлы и, ловко балансируя, переходить ручьи или вместе решать какие-то задачи — это другое. Школьный «Брейн-ринг» дал мне гораздо больше, чем вся пионерская организация. Ведь эта игра научила меня взаимовыручке, командной работе и быстро соображать. Не форма, не галстук, не устав и не история о том, что на часах надо стоять, пока не умрешь или пока тебя не отпустит милиционер.
https://lenta.ru/articles/2021/08/04/pioneer/
Я помню этот рассказ. Этот рассказ называется "Честное слово", автор Л. Пантелеев.
Признаться, меня позабавило вышеприведенное мнение. Настолько, что я не поленился найти и перечитать этот рассказ. Впервые за без малого сорок лет. Всё получилось как обычно и подтвердило банальную истину, что любые слухи и напетые очередным Рабиновичем арии надо проверять. Рассказ оказался развернутым изложением известной пословицы "Давши слово - держись". Не нашлось в нём ни пионеров с милиционерами, ни октябрят, а нашелся один мальчик, дороживший своим честным словом. Со звериной серьёзностью. Этакие отголоски "Лисёнка" Ликурга, но со счастливым концом.
Но, что поразительно, это и в самом деле воспринимается как очень советская история. Как-то так постепенно сложилась, что идеологическая ипостась советского прошлого ассоциируется вот с такими упёртыми, как говорят сейчас, мальчиками. Хорошее слово "упёртый", ёмкое - экономит кучу времени, заменяя сразу два прилагательных "принципиальный" и "дисциплинированный". Правда, добавляется саркастическая коннотация, но так даже ещё лучше - надо же как-то компенсировать эти слишком жесткие для ребёнка слова.
Детей следует беречь. Лучше учить их вязать морские узлы и петь под гитару, чем рассказывать всякие ужасы про воображаемые склады, охраняемые от воображаемых врагов. Если хотят, пусть факультативно постигают понятия "долг", "мужество", "честность", "выдержка" за просмотром "Мстителей" и "Властелина колец". И пусть где-то в подсознании эти понятия так и останутся для них элементом фантастики. А в жизни пусть будет "Брейн-ринг" и умение ловко балансируя преодолевать препятствия. Пусть вырастают приспособленные к социуму люди, которые прекрасно понимают, где всерьёз, а где понарошку, и своего не упустят.
Я тоже был когда-то октябрёнком, меня тоже принимали в пионеры и, разумеется, идеологически обрабатывали. Всё моё детство. Обрабатывали хорошими песнями, обрабатывали хорошими книжками и фильмами, и обработали настолько качественно, что я до сих пор считаю те книжки и фильмы хорошими. Но, к сожалению, не настолько, чтобы я подписался охранять рискуя жизнью не то что воображаемый, а даже реальный военный объект...