Найти в Дзене

ДВЕ СТОРОНЫ МИРА

Мир для человека имеет две стороны – явную и скрытую.

Явная сторона – это то, что явлено человеку; то, что ему видится.

Скрытая сторона – это то, что есть на самом деле, но скрыто от глаз человека.

Таким образом, мир для нас может быть определен двумя глаголами – есть и быть.

ЕСТЬ означает, что в мире что-то существует и собой что-то представляет.

БЫТЬ означает, что что-то существует в определенной форме, и что-то из себя представляет.

Помимо того, что мир имеет две стороны – явную и скрытую, он еще как бы пребывает и в двух состояниях – бытия и небытия.

Небытие не означает «не быть», то есть не существовать, а означает «не являться», то есть не иметь формы. Таким образом,

НЕБЫТИЕ это такое состояние мира, при котором нечто в нем существующее бесформенно.

БЫТИЕ – это такое состояние мира, при котором нечто в нем существующее оформлено.

Что же составляет основу бытия и небытия? – Это энергия.

Термин «энергия» происходит от греческого слова ἐνέργεια [ἐnérgeia], которое впервые появилось в работах Аристотеля и обозначало действие или действительность. Это слово, в свою очередь, произошло от греческого ἔργον («эргон») – «дело, работа».

Энергия в состоянии небытия бесформенна и представляет собой субстанцию.

Энергия в состоянии бытия оформлена и представляет из себя субстрат, называемый материей. При этом суть энергии остается неизменной, это все та же субстанция, только в другом состоянии.

Таким образом, энергия есть субстанция, а материя есть энергия.

Отсюда следует, что все, что существует в мире, как в состоянии бытия, так и в состоянии небытия, есть что-то по сути.

Понятие «суть» подразумевает самое главное в чем-то; его основу; то, что оно есть само по себе. Суть дает понимание о том «Что есть нечто? Что оно собой представляет?»

В состоянии же бытия все, что существует, является еще и чем-то по форме.

Понятие «форма» означает очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. Форма дает представление о том «Чем является нечто? Что оно из себя представляет?»

Все, что существует, то есть наличествует, имеется в мире, называется сущим.

А существует в мире лишь то, что имеет смысл.

Понятие «смысл» выражает значение чего-то; его роль; функцию, которую он исполняет. Смысл чего-то оправдывает его существование. Смысл дает ответ на вопросы: «Зачем нечто надо? Что оно дает?»

Суть и смысл вместе составляют сущность чего-либо.

Возвращаясь к состояниям мира, следует сказать, что в состоянии небытия существует только лишь бесформенная энергия, которая, по сути, есть субстанция, смысл которой заключается в действии. Проще говоря, энергия – это субстанция, производящая действие.

То есть можно сказать, что в небытие мир обладает лишь сущностью – энергией.

В состоянии же бытия энергия оформлена и существует в виде материи, которая пребывает в двух формах: вещества и поля.

Веществоплотный субстрат, который проявляет себя в вещах.

Полетонкий субстрат, который проявляет себя в явлениях.

Таким образом, в бытие мир обладает уже не только сущностью, но и вещностью, то есть все объекты бытия что-то, по сути, собой представляют, зачем-то существуют и чем-то являются, соответственно и как-то проявляются.

Под «вещностью» я подразумеваю не то, что все объекты бытия является именно вещами, а то, что все объекты бытия в принципе являются чем-то и как-то проявляются.

Таким образом, можно сказать, что скрытая сторона мира есть действительность, а явная сторона мира есть реальность.

Поскольку слово действительность, производно от слова «действие», а действие – это проявление энергии, то действительность такова, что все, что есть в мире – это энергия и все, что происходит в мире, обусловлено её действием.

То есть действительность – это то, что есть и происходит в мире на самом деле.

В то время как реальность – это только то, что относится к вещественному миру, что явлено человеку и может быть им воспринято. Поскольку на латыни вещь – это res, то слово реальность – realitas, происходит от латинского realis «реальный – относящийся к вещам – вещественный».

Реальность такова, что человек, в силу своего устройства, не может непосредственно узреть энергию и соответственно видеть, как все устроено и происходит на самом деле. Все, что может человек – видеть проявления действия энергии, в виде вещей и явлений.

Исходя из этого, можно сказать, что действительностью называется настоящее положение дел, а реальностью называется настоящее положение вещей.

О наличии у мира двух сторон говорил и Платон. Он утверждал, что «видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Реально и сначала существуют идеи, или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, – всего лишь порождения этих идей и являются их отражениями. Эта мысль – главная в учении Платона. Нам кажется, говорит он, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй».

В заключение скажу, что действительность отражает истина. Истина не зависит от человеческого восприятия. И она всего одна.

Реальность отражает правда. Правда зависит от человеческого восприятия. И говорят, что у каждого она своя.

Но раз действительность от нас скрыта, то скрыта и истина. Значит, нам доступна только лишь реальность, но кто-то мудрый сказал, что наблюдая видимое, постигаешь и истинное.