Слово «стартап» происходит от английского «startup» и означает старт нового проекта, в основе которого лежит абсолютно уникальная, раньше нигде и никем не использованная идея. Если подобная идея уже была обнародована, то это будет расценено как плагиат. Нередко уникальность достигается использованием нестандартного решения какой-либо проблемы, волнующей широкие массы общественности. Иногда предлагается инновационное техническое или технологическое решение.
Этапы создания и реализации
Идея стартапа чаще всего появляется в головах молодых людей (в возрасте 12-35 лет). Внедрение этой идеи может принести:
- Решение важной проблемы.
- Признание, известность, материальное вознаграждение автору.
Чтобы достичь этих результатов, требуется внедрить инновационную и уникальную идею в жизнь. Авторам нужно быть готовыми к тому, что процесс внедрения потребует много времени, усилий, денежных средств.
Вам может быть интересно: "7 советов, которые могут достигнуть поставленных целей"
Большая часть финансов уйдет на проверку и отработку новшеств, заложенных в проекте. Для тестирования идеи также может потребоваться специализированное оборудование, материалы, лаборатории.
Разработка и внедрение заложенной в стартапе идеи – сложный процесс.
Его реализация подразумевает выполнение следующих этапов:
- Решения научных вопросов.
- Создания презентации и рекламы.
- Поиска инвестиций.
- Оформления патента.
- Создания бизнес-плана.
- Регистрации и запуска малого бизнеса.
Чтобы выполнить все этапы, автору проекта потребуется команда профессионалов, объединенных общей идеей. На формирование и организацию работы такой команды также нужны денежные средства.
Разновидности стартапов
Все стартапы можно разделить на две категории:
Инновационные проекты, внедрение которых предполагает получение прибыли, называются коммерческими. Цель их реализации максимально проста. Вложенные на старте средства после запуска идеи вернуться с прибылью.
Ко второй категории относятся социальные проекты, изначально рассчитываемые не на получение прибыли, а на благотворительность. Их финансированием обычно занимаются:
- Благотворительные организации.
- Волонтеры.
- Меценаты.
- Государство (через специальные социальные программы).
Финансовыми источниками коммерческих стартапов служат:
- Личные средства авторов.
- Деньги, позаимствованные у родственников, друзей.
- Кредиты в банках.
- Инвестиции.
- Краудфандинговые и краудинвестинговые площадки.
- Бизнес-ангелы.
Достоинства и недостатки
Для авторов стартапы имеют как положительные, так и отрицательные свойства.
К преимуществам можно отнести:
- Рост самооценки. Воплощение идеи с помощью стартапа позволяет автору самоутвердиться, оценить собственные силы, проверить на практике достоверность задумки и внести необходимые корректировки, получить знания и навыки для создания новых стартапов.
- Работа в команде. Подбор единомышленников, командная работа, руководство и контроль за действиями позволяют приобрести ценный опыт, который пригодится в дальнейшем (например, при создании собственного бизнеса). Участник команды отвечает конкретный участок работы. От усердий каждого в отдельности и всех вместе зависит успех стартапа. Так приобретаются навыки коллективной работы.
- Осознание собственной ответственности. Автор стартапа и его помощники в процессе работы осознают ответственность за каждое действие. В результате меняется отношение к своим обязанностям как внутри стартапа, так и за его пределами.
Положительной особенностью стартапа является влияние на формирование личности. Особо это важно для молодых людей, впервые предпринимающих действия для реализации собственных идей. У них появляются лидерские качества, вырабатывается личная и коллективная ответственность.
Вместе с плюсами стартапы несут в себе определенные негативные моменты:
В первую очередь, это большая вероятность неудачи. Вплоть до запуска проекта в массовое производство остается риск неудачного исхода. Это означает потерю времени, средств и разочарование.
Второй отрицательный момент касается конкуренции. Нельзя исключать вероятность, что интересная идея практически одновременно родится в головах нескольких авторов. Тогда удача улыбнется тому, чья команда будет работать более усердно, слаженно, креативно.
Читайте также: "Как скорость принятия решений может повысить продуктивность".
Возможна и другая ситуация. По неопытности или наивности сам автор или кто-то из членов команды может поведать суть идеи конкурентам или мошенникам. В результате она перестанет быть актуальной.
Еще один недостаток заключается в статусе стартапера и его единомышленников. Работа над стартапом чаще всего является неофициальной и никакие социальные льготы (больничный, отпуск) для работников не предусмотрены. Молодые люди, занятые реализацией собственных проектов, мало задумываются над вопросами стажа работы и пенсии. Однако этот факт также требуется учитывать.
Стартап – это воплощение на практике, того, что никто и никогда еще не делал. Поэтому никто не может точно оценить правильность расчетов автора и жизнеспособность его идеи. Ответы на эти вопросы получают уже после запуска стартапа, когда средства затрачены и обратного пути нет.
Молодым авторам не помешает уяснить, что согласно статистическим данным лишь 1 из 2 стартапов остается на плаву через год после запуска. До 5 лет доживает лишь 1 из 3, а 10-летний рубеж переживает лишь 25% проектов.