Представляю удивление нового читателя, спонтанно заглянувшего на канал. Действительно, необычная позиция, если сравнивать её со среднестатистической!
Любимая претензия критикующих мой подход заключается в том, что я, преподаватель училища при МГК, настаиваю на музыкантской династии и лишаю своих детей права выбора. Я же не устаю парировать: реализую неплохие шансы, предоставляю реальную возможность, упустить её - считаю преступным. Время всех рассудит, пассивный же взгляд ("Пусть сами ищут-определяются-увлекаются") вызывает у меня острое неприятие и отторжение. Ибо отношу себя к действенным персонажам...
Однако же, я не скрываю: стоит моим детям выбрать для реализации иные сферы - приму, но сложно. Поддержу морально, финансово, организационно - но внутреннего кризиса мне, в подобном случае, не избежать.
И вот, пришло время обозначить чётко и бескомпромиссно, что именно не устраивает меня в стратегии "музыкальная школа для общего развития".
Подчеркну: конкретно музыкальная школа (это для меня очень высоко по смыслу), а не кружок полуразвлекательной-досуговой направленности, в который ребёнка достаточно просто доставлять. "Водить"!
Я вкладываю в музыкальное образование своих старших детей... нет, не просто время, а очень много времени. Это сложные московские маршруты в школы и между школами, это крайне желательное присутствие на уроках по специальности (или хотя бы очные консультации с педагогами после занятий), это эмоционально тяжёлое "домашнее" концертмейстерство и "репетиторство" - да потому что никакое оно не домашнее (учитываем закон о тишине и разную соседскую психологию вокруг него, ищем классы в школе, училище и коммерческих репетиториях)! Это - непрерывное участие в самой обычной, будничной, на первый взгляд - ничем не примечательной музыкантской учёбе вполне способных детей из большой семьи. Это - закономерно сформированный стиль жизни без сбоев и поблажек. Один раз оступиться равно скатиться на полгода назад...
Это ситуация, в которой я как представитель педагогики СПО тяну на работе нагрузку в два раза меньшую, нежели допускает мой физический ресурс (он внушителен) в "идеальных", выхолощенных условиях: имею возможность сравнивать со своей преподавательской миссией в "додетские", досемейные времена. Близкий расклад может быть усмотрен в действиях моего супруга, учителя математики - хотя, относительно ДМШ, он занят разве что на доставке.
Как результат - мы, родители четверых детей, весьма и весьма стеснены в средствах (я принимаю это совершенно спокойно: такой период). О регулярных частных уроках сольфеджио, теории, гармонии... меня исправно просят (если не сказать: умоляют) - но, по сути, кроме июня-месяца, я и обещать-то ничего не могу. Любое согласие - да, некоторые деньги (адекватно своей квалификации брать так и не научилась), но добытые ценой потерь в активе моих дочери и сыновей. Так и мечусь, порой пытаясь держать разумные компромиссы!
И ведь надо понимать, что всё это делается не ради каких-либо сверхъестественных достижений, а во имя ординарной отличной учёбы - за которую не стыдно перед любимыми педагогами, которая может, гипотетически, честно и красиво подвести к поступлению в колледж. Конкурсные достижения - дай Бог, но не самоцель. По-хорошему, для регулярных выходов к лауреатству родительское участие обязано быть "градусом выше"...
И если наши "расходы" на музыкальную школу выглядят опосредованными - то семьи, сотрудничающие с репетиторами по специальности/сольфеджио, вкладываются в обучение по-крупному, из года в год. Хорошо, если суммарный доход родителей высок и траты "пройдут незамеченными"... Но по моей личной статистике, большинство знакомых "вовлечённых" мам и пап готово отдать частному педагогу практически последние деньги. И это очень страшная тенденция. А сколько думающих мам-детоцентристок расстаётся с работой (в том числе - любимой, перспективной), чтобы жить музыкальной выучкой своего ребёнка?
И даже на общеразвивающих потоках, при серьёзном отношении семьи - ВСЁ ИМЕННО ТАК. По одной простой причине: в любом случае, в приоритете - качество. Отчётность - регулярная, мало не покажется! Общеразвивающая программа ДМШ/ДШИ - это много круче и содержательнее, чем полагают иные "легко живущие". Между нею и кружковым уровнем - пропасть. Блажен тот, кто до сей истины не дорос...
А теперь представьте: допустим, что всё, всё упомянутое, при всех моральных, финансовых и временнЫх вложениях, - ни к чему не приведёт, ничем не кончится, так и законсервируется в статусе хобби/досуга, напоминая о себе лишь музшкольным аттестатом? Вы - готовы принять такую судьбу своего истового многолетнего участия? Я - по сути, нет. Не готова.
И это всего лишь обзор с родительской точки зрения. А каково самим ученикам, тянущим (предположим, качественно и полноценно тянущим) всю махину начального музыкального образования, но не видящим себя, в дальнейшем, в этой области? Печаль-то вся в том, что времяёмкий ДМШовский труд откровенно отбирает детский/подростковый ресурс у иных направлений - тех самых, по которым сдавать ЕГЭ и переживать конкурс на бюджетные места ВУЗов.
Много нелогичного я вижу в музыкальной школе для общего развития. Возможно, я, прожжённая перфекционистка, сгущаю краски, поскольку воспринимаю проблему "изнутри" специальности?
Если тема отзывается - поделитесь, пожалуйста, мнением. Чем вы готовы пожертвовать ради общеэстетического развития ребёнка?
Как мне нынче кажется, проблема - из разряда до конца не разрешимых.
Спасибо за мозговой штурм, друзья!