Найти тему
Учитель гармонии

В музыкальную школу ради общего развития. Вы смогли бы это принять?

Оглавление

Представляю удивление нового читателя, спонтанно заглянувшего на канал. Действительно, необычная позиция, если сравнивать её со среднестатистической!

Любимая претензия критикующих мой подход заключается в том, что я, преподаватель училища при МГК, настаиваю на музыкантской династии и лишаю своих детей права выбора. Я же не устаю парировать: реализую неплохие шансы, предоставляю реальную возможность, упустить её - считаю преступным. Время всех рассудит, пассивный же взгляд ("Пусть сами ищут-определяются-увлекаются") вызывает у меня острое неприятие и отторжение. Ибо отношу себя к действенным персонажам...

Однако же, я не скрываю: стоит моим детям выбрать для реализации иные сферы - приму, но сложно. Поддержу морально, финансово, организационно - но внутреннего кризиса мне, в подобном случае, не избежать.

И вот, пришло время обозначить чётко и бескомпромиссно, что именно не устраивает меня в стратегии "музыкальная школа для общего развития".

Подчеркну: конкретно музыкальная школа (это для меня очень высоко по смыслу), а не кружок полуразвлекательной-досуговой направленности, в который ребёнка достаточно просто доставлять. "Водить"!

Я вкладываю в музыкальное образование своих старших детей... нет, не просто время, а очень много времени. Это сложные московские маршруты в школы и между школами, это крайне желательное присутствие на уроках по специальности (или хотя бы очные консультации с педагогами после занятий), это эмоционально тяжёлое "домашнее" концертмейстерство и "репетиторство" - да потому что никакое оно не домашнее (учитываем закон о тишине и разную соседскую психологию вокруг него, ищем классы в школе, училище и коммерческих репетиториях)! Это - непрерывное участие в самой обычной, будничной, на первый взгляд - ничем не примечательной музыкантской учёбе вполне способных детей из большой семьи. Это - закономерно сформированный стиль жизни без сбоев и поблажек. Один раз оступиться равно скатиться на полгода назад...

Это ситуация, в которой я как представитель педагогики СПО тяну на работе нагрузку в два раза меньшую, нежели допускает мой физический ресурс (он внушителен) в "идеальных", выхолощенных условиях: имею возможность сравнивать со своей преподавательской миссией в "додетские", досемейные времена. Близкий расклад может быть усмотрен в действиях моего супруга, учителя математики - хотя, относительно ДМШ, он занят разве что на доставке.

Как результат - мы, родители четверых детей, весьма и весьма стеснены в средствах (я принимаю это совершенно спокойно: такой период). О регулярных частных уроках сольфеджио, теории, гармонии... меня исправно просят (если не сказать: умоляют) - но, по сути, кроме июня-месяца, я и обещать-то ничего не могу. Любое согласие - да, некоторые деньги (адекватно своей квалификации брать так и не научилась), но добытые ценой потерь в активе моих дочери и сыновей. Так и мечусь, порой пытаясь держать разумные компромиссы!

И ведь надо понимать, что всё это делается не ради каких-либо сверхъестественных достижений, а во имя ординарной отличной учёбы - за которую не стыдно перед любимыми педагогами, которая может, гипотетически, честно и красиво подвести к поступлению в колледж. Конкурсные достижения - дай Бог, но не самоцель. По-хорошему, для регулярных выходов к лауреатству родительское участие обязано быть "градусом выше"...

И если наши "расходы" на музыкальную школу выглядят опосредованными - то семьи, сотрудничающие с репетиторами по специальности/сольфеджио, вкладываются в обучение по-крупному, из года в год. Хорошо, если суммарный доход родителей высок и траты "пройдут незамеченными"... Но по моей личной статистике, большинство знакомых "вовлечённых" мам и пап готово отдать частному педагогу практически последние деньги. И это очень страшная тенденция. А сколько думающих мам-детоцентристок расстаётся с работой (в том числе - любимой, перспективной), чтобы жить музыкальной выучкой своего ребёнка?

И даже на общеразвивающих потоках, при серьёзном отношении семьи - ВСЁ ИМЕННО ТАК. По одной простой причине: в любом случае, в приоритете - качество. Отчётность - регулярная, мало не покажется! Общеразвивающая программа ДМШ/ДШИ - это много круче и содержательнее, чем полагают иные "легко живущие". Между нею и кружковым уровнем - пропасть. Блажен тот, кто до сей истины не дорос...

А теперь представьте: допустим, что всё, всё упомянутое, при всех моральных, финансовых и временнЫх вложениях, - ни к чему не приведёт, ничем не кончится, так и законсервируется в статусе хобби/досуга, напоминая о себе лишь музшкольным аттестатом? Вы - готовы принять такую судьбу своего истового многолетнего участия? Я - по сути, нет. Не готова.

И это всего лишь обзор с родительской точки зрения. А каково самим ученикам, тянущим (предположим, качественно и полноценно тянущим) всю махину начального музыкального образования, но не видящим себя, в дальнейшем, в этой области? Печаль-то вся в том, что времяёмкий ДМШовский труд откровенно отбирает детский/подростковый ресурс у иных направлений - тех самых, по которым сдавать ЕГЭ и переживать конкурс на бюджетные места ВУЗов.

Много нелогичного я вижу в музыкальной школе для общего развития. Возможно, я, прожжённая перфекционистка, сгущаю краски, поскольку воспринимаю проблему "изнутри" специальности?

Если тема отзывается - поделитесь, пожалуйста, мнением. Чем вы готовы пожертвовать ради общеэстетического развития ребёнка?

Как мне нынче кажется, проблема - из разряда до конца не разрешимых.

Спасибо за мозговой штурм, друзья!