Найти тему

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Действия при пожаре в школе!

Оглавление

Не за горами начало нового учебного сезона, школы усиленно готовятся к этому и один из завершающих моментов подготовки образовательных учреждений - приемка, т.е. комплексная проверка готовности, в том числе к обеспечению безопасности.

Поэтому продолжая тему "Пожарная безопасность", рассмотрим вопрос обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

Согласно требованию ФЗ-123, с июля 2014 г. средства пожарной автоматики социальных объектов должны обеспечивать передачу сигнала "Пожар" на пульт пожарной охраны ГУ МЧС России в автоматическом режиме. Это значит, что новые школы (садики и т.д.) строятся с учетом данных требований, а в имеющихся объектах идет планомерное подключение объектов к системе пожарного мониторинга. Т.е. если ваши дети ходят в городские школы или в новые, то скорее всего там уже установлена автоматическая пожарная сигнализация (далее - АПС). Как реагирует на такие вызовы с АПС, вариант один:

Немедленный выезд на объект, где произошла сработка АПС

Никаких уточнений у директора или у кого то еще, никакие отмазки что "ничего не горит, скорее всего ложная сработка" не принимаются. Пожарная выезжает и проверяет обстановку, более того сразу дается команда на выезд и перекрывающих пожарных сил с соседнего административного района, на случай подтверждения информации о пожаре.

Требований по обеспечению пожарной безопасности ооочень много, рассмотрим основные.

Как избежать пожара в школе

1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности (отвечает директор школы).

2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено.

2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

3. Особое внимание должно уделяться в исправности АПС и имеющихся первичных средств пожаротушения (огнетушители).

4. Двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению к выходу из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.Запрещено также загромождение эвакуационных выходов.

5. Обязательно наличие планов эвакуации и проведение тренировок по эвакуации при пожаре.

6. Запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.

7. Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.

8. Запрещается пользоваться розетками и другими электроустановочными изделиями с повреждениями.

9. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Одним из способов обеспечения пожарной безопасности - наличие исправных огнетушителей и умение ими пользоваться.

Виды огнетушителей.
Виды огнетушителей.

Как правило, в школах используются порошковые и углекислотные огнетушители.

  • Порошковый огнетушитель – предназначен для тушения пожаров всех классов, а также возгорания на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000 В.
  • Углекислотный огнетушитель – предназначен для тушения возгораний на электроустановках по рабочим напряжением до 1000 В; возгораний офисной техники; возгораний в музеях, галереях, выставочных залах (в данном случае применение углекислотного огнетушителя обусловлено тем, что диоксид углерода быстро испаряется, не оставляя загрязнений и повреждений на объекте тушения); возгораний транспортных средств.

Углекислотный огнетушитель запрещено применять для тушения горящей одежды на теле человека!

Огнетушители в обязательном порядке должны быть размещены в кабинетах химии, физики, технологии и информатики. Т.е. в помещениях, в которых используется электрооборудование, а также применяются ЛВЖ и ГЖ.

Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением.

Что делать при пожаре:

В первую очередь набрать 01/101 или 112 сообщить следующие сведения:

•адрес пожара, номер школы;

•наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;

•место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);

•что горит или характер ЧС, другого происшествия;

•сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;

•назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор.

Второе действие – оповещение об эвакуации и его начало.

Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было.

Проведение эвакуации это в первую очередь прерогатива преподавателей. Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:

- подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;

- объявить порядок, направление движения и место сбора;

- в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

- оказать, при необходимости, первую помощь;

- проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Нельзя допустить чтобы дети разбежались после выхода из школы на свежий воздух, ведь пока не установлено то что они в безопасности пожарно-спасательные службы будут их искать, подвергая себя дополнительному риску.

Действия школьника при эвакуации:

  • главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
  • если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
  • если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
  • на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

• звоните в пожарную охрану по телефону «01» и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;

• не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;

не прячьтесь, иначе пожарные могут вас не найти;

• по возможности, немедленно, покиньте помещение через входную дверь;

• если путь к главной двери отрезан огнем и дымом, выходите на балкон. Не прыгайте! Громко зовите на помощь. Не забудьте плотно закрыть за собой балконную дверь;

• еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть окно, закройте и уплотните дверь в помещение любыми тряпками или мебелью. Зовите на помощь, а когда призыв о помощи будет услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма. Закройте нос и рот влажной тряпкой, ждите пожарных. Вас обязательно спасут!

Главное:

слушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин.

При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным.

Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Порядок действий учителя при пожаре:

1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.

3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.

4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.

5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути.

6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.

7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам.

8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания.

9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания.

10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

Возможности выхода нет

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте.

  • Не пытайтесь проскочить через огонь или сильный дым. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма.
  • Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.
  • Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма, огонь загорится еще сильнее.
  • Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.
  • Подайте сигнал о вашем местонахождении.
  • Самое главное - не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.

Мира Вам и Добра!