Я тут взялся писать о своих бизнес-факапах под хештегом #бизнес по-нижегородски Умные люди в комментариях начали меня научать тому, что самое главное в отношениях договор. Мол, имел бы я привычку заключать договор прежде, чем браться за работу, не было бы у меня проблем. Увы, друзья мои! Договор не является твердой гарантией успеха в этом деле!
Не так давно я работал в солидной государственной организации. Всё было чин по чину - трудовой договор, соцпакет и все в таком духе. И я был доволен всем. Но потом сменился руководитель и зарплата стала на треть ниже. И все в рамках договора. Если хочет руководитель тебе срезать жалование, никакая трудовая инспекция ему в этом не помешает.
И в предпринимательской моей карьере бывали случаи, когда договор не спасал от конфликта с заказчиком. Однажды меня наняли реализовать грантовый проект.
Некоммерческая организация, цель которой - заботиться о пожилых людях, получила грант на оказание психологической помощи людям, работающим в социальных учреждениях - сиделкам, санитаркам, медперсоналу. Мне предложили выступить менеджером этого проекта - организовать ряд мероприятий для социальных работников и подготовить отчет для грантодателя - благотворительного фонда, выделяющего деньги. Я внимательно прочел договор. Ничто меня в нем не напрягло. Ударили по рукам. Я получил 50% аванса за свою работу и приступил к делу.
У директора этой некоммерческой организации была параллельная организация - агентство по найму сиделок для пожилых людей и он с самого начала твердил, что благотворительность - не его цель. Его бизнес должен получать от этого проекта профит. Если бы я знал в самом начале, во что это выльется, я бы не стал с ним связываться.
Я написал план: найти психолога, разработать семинар, снять мотивационный ролик, чтобы потом показывать его на семинаре, проехать по социальным учреждениям и провести не менее четырех семинаров, а затем выложить ролик в интернете, чтобы он и дальше служил доброму делу. Утвердили план с заказчиком и с грантодателем, который зорко следил за тем, как тратятся его деньги.
- Мы снимем два ролика, а в договоре с подрядчиком будет написано, что один, - сказал мне заказчик. Один ролик - минуты на полторы мотивационный. А другой - десятиминутный обучающий фильм для моей компании, чтобы я впредь не тратил время на инструктаж новых сиделок, а просто давал им посмотреть этот фильм.
Я, признаюсь, немножко припух от такого поворота. Но по договору я был всего лишь исполнителем и ничего не решал. Деньгами распоряжался директор и он же принимал решения о том, как нужно расходовать средства. Правда отчитываться перед грантодателем, конролирующим процесс, согласно договору должен был я. Делать нечего. Я нашел компанию, которая согласилась оформить договор на один ролик и снять по нему два. Мы сели за сценарии. Заказчик совершенно не интересовался социальным роликом, ради которого собственно и был получен грант, но очень придирчиво контролировал фильм, который снимался для его бизнеса. Он хотел получить голивудский блокбастер по цене студенческого капустника. А нам приходилось после каждой встречи с ним упрощать и упрощать мотивационный ролик, чтобы уложиться в отведенный бюджет.
Когда ролик был готов, мне пришлось очень долго объяснять контролеру, за что были уплачены деньги. Объективно то, что получилось не стоило потраченных на это средств. 90% бюджета ушло на снятый "в довесок" фильм.
Я нашел психолога. Мы разработали программу семинара по профилактике эмоционального выгорания у социальных работников. Я обзвонил руководителей социальных учреждений и составил график проведения семинаров.
- Мы не будем ездить по социальным учреждениям, - огорошил меня руководитель. - Мы проведем все семинары для моих сотрудников (а у него было крупное агентство и огромный штат сиделок).
Я предложил изучить договор и утвержденный грантодателем план. Но идея моего заказчика не противоречила договору, им же самим и составленному. Наш проект был ориентирован на социальных работников. Его сотрудники, хотя и оказывали услуги на коммерческой основе, но вполне подходили под целевую аудиторию.
- Но где мы будем проводить семинары? - Спросил я. - У нас в смете не предусмотрена аренда помещений.
- Раз вы не предусмотрели в смете аренду помещений, значит вы должны решать этот вопрос за свой счет. Вы обязаны организовать мне четыре семинара и вы сделаете этого или вернете мне аванс.
Я нашел помещение - библиотека, с которой я дружу, как писатель, предоставила помещение под благотворительный проект.
Психолог написал мне список необходимого для семинара: альбомы, краски, ручки, чай, конфеты и еще много всякой ерунды. Я предвидел это и заложил в смету пункт "Прочие расходы". Пришел к директору и попросил выдать мне эти деньги на закупку всего необходимого. Но он уперся рогом, мол это не прочие расходы, а часть организации. Если ты хороший организатор - найдешь все это бесплатно. Если плохой, покупай за свои деньги.
Этот разговор стал предпоследней каплей моего терпения. Последней стал последовавший сразу после него звонок контролера из благотворительного фонда. Она сказала, что я должен вернуть часть денег за ролик или довести его до того уровня, который соответствовал бы потраченным деньгам.
- А я не брал у вас никаких денег! - Выпалил я. - Звоните @@@ву и требуйте ваши деньги с него.
- Я не знаю никакого @@@ва! - Возмутилась контролер. - Мы дали грант вам! Вы наше контактное лицо и вы должны перед нами отчитываться.
Я рассказал даме из фонда всё, как есть. Дал телефон директора, который несет юридическую ответственность за полученный грант и сказал не беспокоить меня больше, потому что участвовать в этом безобразии дальше у меня нет ни сил, ни желания. И мне наплевать на оставшиеся деньги, которые он мне должен.
На следующий день мне позвонил мой вчерашний заказчик. Он потребовал решить вопрос с фильмом - доделать его до того уровня, который устроил бы грантодателя и провести семинары. Я сказал ему, чтобы он шел туда, куда ему следует идти и бросил трубку. После этого он прислал мне письмо, в котором потребовал вернуть ему аванс, поскольку я не выполнил условия договора и не заслуживаю ни копейки его денег. Я написал ему ответ. Напомнил куда ему следует идти и предупредил, что если он решится подать на меня в суд, за этим процессом будут наблюдать все СМИ региона, а возможно даже и федеральные. А заодно широкая общественность узнает, как тратятся деньги благотворительных фондов.
И кто после этого попробует меня убедить в том, что договор с заказчиком гарантирует исполнителю соблюдение его интересов?