04.08.2021. АПИ — Неосознанное снятие с учета в качестве безработного признали недействительным. Решение по такому спору принял Седьмой кассационный суд.
Справка
По данным Федеральной службы государственной статистики, в качестве безработных в учреждениях службы занятости населения зарегистрировано почти 1,2 млн человек, 737,5 тысячи (62 процента) из них получают пособие. За год число официально не имеющих трудоустройства снизилось в 2,4 раза.
По методологии Международной организации труда (МОТ), безработными (то есть не имеющими доходного занятия, но занимающимися поиском работы всеми способами и готовыми приступить к ней) считаются 4,2 млн россиян.
В сложном положении оказалась жительница Екатеринбурга Ольга Колесникова, в декабре 2019 года зарегистрировавшаяся в качестве безработной. Первые три месяца ей выплачивалось в качестве пособия 75 процентов прежней заработной платы, в течение следующих трех – до июня, она должна была получать 60 процентов (9 тысяч рублей). Но за несколько дней до явки в Екатеринбургский центр занятости для подтверждения статуса Президент России Владимир Путин в телеобращении обещал поддержать безработных граждан в условиях пандемии, в том числе сообщил о продлении выплат на три месяца. Однако сотрудница службы занятости в телефонном разговоре пояснила, что после 3 июня Ольге Колесниковой не будет выплачиваться пособие. В качестве альтернативного варианта ей предложили сняться и вновь встать на учет – такой «трюк» позволил бы в течение следующих трех месяцев получать хотя бы минимальное пособие.
Ольга Колесникова согласилась на это предложение и отправила заявление о снятии с учета. А через неделю после телефонного разговора – 10 июня, премьер-министр Михаил Мишустин подписал принятое во исполнение обещания главы государства постановление о продлении выплаты пособия. В итоге Ольга Колесникова за три месяца потеряла 11,1 тысячи рублей. В поданном против Екатеринбургского центра занятости иске она просила взыскать эту разницу и компенсировать причиненный обманом моральный вред.
Отрицая нарушение, чиновники указывали на добровольно поданное истицей заявление о снятии с учета в качестве безработной до принятия и вступления в силу нового постановления Правительства России.
Служители Фемиды установили, что заявление Ольги Колесниковой поступило в службу занятости по электронной почте и не имело личной подписи гражданина, а, следовательно, не может признаваться основанием для снятия с учета. «Кроме того, из пояснений истца, которые ответчиком по существу не оспорены, следует, что волеизъявление на написание текста заявления осознанным не было», – заключил суд, взыскивая в пользу безработной недополученное пособие. В свою очередь, в возмещении морального вреда за нарушение прав граждан в содействии занятости населения было отказано.
В апелляционной жалобе Екатеринбургский центр занятости настаивал, что истица не отрицала факта подачи спорного заявления. «Из материалов дела действительно следует, что заявление Колесниковой О.Б. о снятии с регистрационного учета выполнено в виде письма по электронной почте. Оно истцом подписано не было, что не давало ответчику в момент принятия к рассмотрению указанного заявления возможности убедиться в том, что заявление исходит от истца», – отмечается в определении Свердловского областного суда. К такому же выводу пришла и кассационная инстанция.
Напомним, что еще в начале пандемии Правительство России утвердило временные правила регистрации граждан в качестве безработных, предусматривающие дистанционный способ взаимодействия – через аккаунт (Личный кабинет) заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг или портале «Работа в России».