Многие автопроизводители сокращают рабочие места, оценим масштабы процесса.
Развитие технологий и автоматизация приводят к сокращению необходимой для производства рабочей силы, а насыщение рынков замедляет темпы роста производства. Это процесс начался не вчера, он стремительно развивался в конце XX века, а в последние десятилетия стал неотвратимой реальностью.
В этом плане появление электромобилей не стало чем-то из ряда вон выходящим. Другое дело, что вместо постепенного вымывания людей из производственного процесса произошел резкий технологический скачок.
На этом канале мы уже несколько раз обсуждали странности, которые сопровождают внедрение электрического транспорта, а также ту ярость, с которой власти разны стран выкручивают руки производителям под предлогом борьбы за экологию.
1 августа глава Daimler Ола Келлениус рассказал в интервью газете Welt am Sonntag о том, как повлияет на рабочий процесс электрификация модельного ряда компании.
«Надо быть честным с народом: сборка двигателя внутреннего сгорания требует больше работы, чем сборка электрической оси. Даже если мы сами создадим всю электрическую трансмиссию, к концу десятилетия у нас будет работать меньше людей».
Келлениус также отметил, что процесс электрификации модельного ряда будет сопровождаться созданием высокопроизводительных рабочих мест, но это все «хорошая мина»… Глава концерна говорит об уменьшении штата не первый раз. Еще в начале 2020 года он рассказал о грядущих сокращениях:
«Сокращение 15 000 сотрудников произойдет в результате увольнений по собственному желанию, ранней пенсии и переводом пожилых работников на частичную трудовую занятость. Daimler достигла соглашения с профсоюзом по ключевым вопросам сокращения штата».
Mercedes-Benz движется к своему электрическому будущему семимильными шагами. К 2025 году порядка 50% продаж компании должно приходиться на электромобили, причем ранее компания планировала проводить электрификацию вдвое медленнее.
Стоит отметить, что в первой половине 2021 года на долю электромобилей приходится 3% продаж марки. Это означает, что компании предстоит вывернуться наизнанку, чтобы за четыре года резко переоборудовать большую часть производства и дилерские центры на новые рельсы.
Естественно, совершать подобные рывки в своем уме и по собственной инициативе мало кто будет. Все дело в новых требованиях Евро-7, которые будут введены в ЕС к 2025 году.
Регламент стал настолько суров к нормам выбросов, что производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания фактически становится нецелесообразным. Ситуацию усугубляют и запреты на продажу автомобилей с ДВС в Европе с 2035 года.
Как видно, производителей пинками гонят в светлое электрическое будущее. Они вяло огрызаются, но сделать ничего не могут, да и не хотят.
Volkswagen, например, в 2019 году объявил планы мягкого сокращения от 5 тыс. до 7 тыс. рабочих мест. Мягкость заключается в том, что компания не будет нанимать новых сотрудников на место тех, кто уходит на пенсию. Еще в 2016 году о сокращении рабочих мест говорил член совета директоров VW Карлхайнц Блессинг в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.
«Речь идет не о сокращении нескольких сотен рабочих мест. Через несколько лет это будет пятизначное число во всем мире».
По оценкам Института промышленного машиностроения им. Фрауэнгофера в Штутгарте, сделанным в 2019 году, Германия потеряет от 23 тыс. до 97 тыс. рабочих мест.
Не стоит думать, что этот процесс развивается только в Европе. Например, в ноябре работники KIA вышли на протесты в Южной Корее. По словам представителя профсоюза переход на производство электромобилей неизбежно сократит количество рабочих мет.
«Сборка электрокаров требует на 30% меньше рабочей силы по сравнению с производством автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Это неизбежно приведет к сокращению рабочих мест».
Председатель правления производителя электродвигателей Nidec Сигенобу Нагамори прогнозирует потерю 200 тыс. рабочих мест в Японии из 910 тыс. занятых в автомобильной отрасли. Причем, здесь не учитываются те люди, которые работают на производстве комплектующих, а это еще 690 тыс. человек.
В сухом остатке автомобильная отрасль по всему миру за несколько лет скачкообразно потеряет по грубым оценкам порядка 20% рабочих мест. Естественно, власти стран по всему миру это понимают, тем не менее сознательно форсируют данный процесс, несмотря на опасность роста безработицы.
Кроме того, автомобильная отрасль всегда считалась драйвером экономики. По разным оценкам, одно рабочее место в ней создает до 20 рабочих мест в смежных отраслях, а значит последствия будут еще серьезней.
Я уже приводил слова заслуженного профессора Мичиганского университета и автора книги «Дао Toyota» Джеффри Лайкера, который прямо заявляет о неразумности оголтелой электрификации автомобильной отрасли:
«Тойота также считает, что страны присоединяются к идее окончательной победы электромобилей без реального плана, и это больше политическая демонстрация, чем разумное планирование».
Итак, все это возвращает нас к рассуждениям о неестественности тех процессов, которые происходят не только в автомобильной сфере, но и мире в целом. «Зеленая идеология» является не безобидным зайчиком, стремящимся сохранить природу для будущих поколений. Это вполне себе матерый волчара, который не прочь поживиться человечиной.