АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Все мероприятия по безопасности в конечном итоге направлены главным образом на сохранение жизни и здоровья людей, пользующихся транспортным^ средствами и дорогами. Если, несмотря на проводимые мероприятия по активной и пассивной безопасности, случилось происшествие и участники движения получили травмы, то сохранение жизни пострадавших зависит не только от тяжести травм, но и от мероприятий, проводимых после их возникновения. К этим мероприятиям относятся своевременное оказание первой помощи пострадавшим и правильная транспортировка их в лечебные учреждения.
Между тем на автомобильных дорогах умирает огромное количество пострадавших в ДТП, которые могли бы жить, если бы им своевременно была оказана первая помощь. По данным статистики, смертность от автомобильных травм в 2,8 раза больше смертности от различных производственных травм. Это свидетельствует о том, что система мероприятий по безопасности движения, т. е. по спасению жизни людей, в нем участвующих, еще не нашла своего логического завершения.
Решающее значение в снижении смертности среди людей, получивших травмы, имеют правильные действия водителей в случае возникновения ДТП и знание ими простейших приемов первой помощи.
Травмы и их классификация
Травмой называется повреждение организма, вызванное внешним воздействием и сопровождаемое нарушением целости тканей и их функций. Различают также травму психическую (испуг, нервное потрясение).
Автомобильная травма — это повреждение или комплекс повреждений, возникающих от воздействия наружных или внутренних частей автомобиля, а также при падении из движущегося автомобиля.
По локализации автомобильные травмы распределяются следующим образом: наиболее часто пострадавшие получают травмы головы (72 %); затем травмы нижних конечностей (47 %), грудной клетки и позвоночника (36 %), рук (29 %), живота и области таза (15 %) и др. Обычно пострадавшие получают несколько травм в различных частях тела.
Все телесные повреждения делятся на тяжкие, менее тяжкие и легкие.
К тяжким телесным повреждениям относятся:
1. Повреждения, опасные для жизни: проникающие раны полостей (черепа, груди, живота); переломы костей черепа или шейного отдела позвоночника; открытые переломы длинных трубчатых костей; тяжелая степень шока и сотрясения головного мозга с угрожающими для жизни симптомами; подкожные разрывы внутренних органов грудной или брюшной полостей.
2. Повреждения, повлекшие за собой расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть (35 %).
К менее тяжким телесным повреждениям относятся:
1. Повреждения, не опасные для жизни.
2. Повреждения без потери органа или его функций.
3. Повреждения, вызвавшие длительное расстройство здоровья (свыше 4-х недель).
4. Повреждения, повлекшие за собой значительную стойкую утрату трудоспособности менее одной трети (от 15 % до 35 %).
К легким телесным повреждениям относятся:
1. Повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья (от 7 до 18 дней) или незначительную стойкую утрату трудоспособности (менее 15 %).
2. Не повлекшие за собой кратковременного расстройства.
Число автомобильных травм резко возрастает осенью, когда увеличивается продолжительность темного периода суток и ухудшаются метеорологические условия. В течение дня наибольший процент дорожно-транспортных происшествий» а следовательно, и автомобильных травм, относится к периоду наиболее интенсивного городского движения с 16 до 20 ч.
Исследование показало, что средняя относительная скорость автомобилей при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с повреждением находящихся в автомобиле людей, — 40 км/ч, и при происшествиях, которым сопутствовало только повреждение автомобилей, — 26,4 км/ч. Примерно 70 % от всех дорожно-транспортных происшествий составляют фронтальные столкновения, около 12 % составляют удары в бок автомобиля и около 7 % — наезды сзади.
Опыты свидетельствуют о том, что человек без повреждений может выдержать отрицательное ускорение (замедление), направленное перпендикулярно позвоночнику, около 40 g, если продолжительность такого замедления будет около 0,1 с. Опыт также показал, что колени и грудь человека могут выдержать нагрузку до 500 кг.
Степень повреждения при ударе тела водителя о части и механизмы салона определяются следующими факторами: частью тела, испытывающей удар, силой, скоростью, продолжительностью и направлением удара; характером поверхности конструкции, о которую ударяется человек, площадью контакта тела с ней; способностью этой конструкции к деформации при ударе и характером повреждения.
При ударе могут возникать различные травмы: повреждения мягких тканей и внутренних органов, переломы костей и др. Наиболее типичные повреждения у водителей возникают в результате удара животом, грудью или лицом о край рулевого колеса, лицом в ветровое стекло, коленями о рулевую колонку и верхнюю часть кузова. Пассажир, сидящий рядом с водителем, получает в основном те же по характеру повреждения, что и водитель, но относительно более тяжелые. В дорожно-транспортном происшествии пассажир, сидящий на заднем сиденье, получает в большинстве случаев наиболее легкие травмы, чем водитель, а тем более, чем пассажир, сидящий рядом с водителем.
При наезде на пешехода характер травмы зависит от многих факторов, среди которых существенное значение имеет рост пострадавшего. Бели центр тяжести тела пешехода расположен ниже места удара, то пешеход оказывается под автомобилем и обычно получает дополнительно травму от шины. Это при наездах, как правило, случается с детьми. У взрослых аналогичные травмы могут быть при наезде грузового автомобиля. В большинстве случаев при наезде легкового автомобиля взрослый пешеход получает первоначальный удар ниже центра тяжести тела, вследствие чего тело пострадавшего отбрасывается вверх и человеку может быть нанесен повторный удар стойками или выступающими частями автомобиля. Причем первоначальный удар не обязательно является причиной наиболее тяжелой травмы. При отбрасывании пешехода вперед его тело достигает скорости, превышавшей скорость автомобиля.
В 50 случаях из 100 дорожно-транспортные происшествия происходят по вине пешеходов. Причем наезды на пешеходов в большинстве случаев бывают не на больших скоростях, когда относительно велик тормозной путь автомобиля, а на скоростях 10–20 км/ч. При такой скорости движения автомобиль не кажется пешеходам опасным, вследствие чего с их стороны происходит значительно больше нарушений правил уличного движения. Однако при наезде на пешехода скорость движения автомобиля имеет особенно большое значение и во многом определяет тяжесть травмы. Скорость автомобиля определяет силу удара, которую можно сравнить с силой удара при падении человека с высоты (табл. 4).
Таблица 4. Сила удара при наезде на пешехода в зависимости от скорости автомобиля и соответствующая этой силе высота падения
Скорость наезда, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Соответствующая высота падения, м 0,4 1,6 3,5 6,0 10 14 19 25 32 39
Так, например, удар при наезде со скоростью 60–65 км/ч по своим последствиям соответствует падению пострадавшего с высоты четырехэтажного дома.
Чаще всего несчастные случаи происходят с детьми в возрасте от 7 до 12 лет. Это объясняется не столько большей подвижностью, свойственной детскому возрасту, сколько незнанием элементарных правил уличного движения.
Большой процент дорожных травм падает на долю велосипедистов, которые особенно часто попадают в беду при поворотах и разворотах на улицах и автомобильных дорогах.
Водители автомобилей должны учитывать возможные аварийные ситуации, возникающие по вине велосипедистов и пешеходов.
Многие велосипедисты не соблюдают основного требования безопасности движения; чтобы развернуться, необходимо сойти с велосипеда и вести его рядом. При удалении от тротуара по направлению к осевой линии дороги более чем на 1 метр опасность получения травмы велосипедистом значительно увеличивается. Всякие левые повороты, как и развороты для движения в обратном направлении, велосипедистам запрещены, даже если они разрешены для другого транспорта.
Большая часть катастроф происходит вследствие того, что велосипедисты не пользуются осветительными приборами. Примерно третья часть велосипедистов ездит по дорогам без освещения и без задних отражателей, несмотря на то, что правила движения это запрещают.
Причинами дорожных травм среди пешеходов являлись: переход улицы перед близко идущим автомобилем — 48 %, невнимательность — 31 %-, неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства — 16 %, прочие — 5 %. По статистике, половина погибших пешеходов в дорожно-транспортных происшествиях имели повышенное содержание алкоголя в крови.
Анализ дорожно-транспортных происшествий на Каширской автомагистрали Московской области показал, что из числа пострадавших, обратившихся за медицинской помощью, водителей было 14 %, остальные, примерно поровну, составляли пассажиры и пешеходы. По этим же данным первая медицинская помощь пострадавшим на месте происшествия оказана только в 38 случаях из 100. Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим в происшествии, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т. е. проводить простейшие неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Такая помощь должна быть оказана до прибытия медицинских работников.
Все водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, карается уголовным кодексом.
Если случилось дорожно-транспортное происшествие
Водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, обязан остановиться и оказать помощь пострадавшему, выполнить необходимые требования, обеспечивающие безопасность движения, сообщить о случившемся инспектору ГАИ и записать фамилии и адреса свидетелей.
Водитель, попавший в ДТП, не должен трогать с места свой автомобиль или другие предметы, имевшие отношение к происшествию, до прибытия работников ГАИ.
Наиболее ответственные действия водителя при организации оказания помощи пострадавшим. Прежде чем пострадавшие будут отправлены на автомобиле «скорой помощи» или на попутном транспорте, водитель должен решить, кто из пострадавших в первую очередь нуждается в оказании первой помощи и в эвакуации в лечебное учреждение. Нелегко решать эти вопросы, но обстоятельства часто будут требовать немедленного решения водителя, так как от его действий во многих случаях будет зависеть спасение жизни пострадавших.
Наиболее часты в дорожных происшествиях ушибы, раны и сдавления различных частей тела при деформации салона. Ушиб головы может сопровождаться сотрясением мозга, признаками которого являются потеря сознания, головная боль, иногда рвота. При ушибе живота возможны повреждения внутренних органов и внутреннее кровотечение, проявляющееся в бледности кожи и нарастающих болях в животе. Эти признаки свидетельствуют о необходимости эвакуировать пострадавшего в лечебное учреждение в первую очередь, так как в подобных случаях часто требуется срочная операция. Сдавление тела в результате длительного механического воздействия на тело человека частей автомобиля приводит к размозжению тканей без нарушения целости кожи, что может создать ложное впечатление легкой травмы. Сдавление с размозжением тканей часто бывает причиной тяжелого состояния пострадавшего. Продукты распада размозженных тканей могут вызвать тяжелое отравление организма. Раны при ДТП бывают преимущественно рваные и ушибленные.
В ряде случаев отсутствие сознания у пострадавшего и неподвижность его тела могут создать ложное впечатление о наступившей смерти. Причем отсутствие пульса и дыхания при их определении обычными способами может лишь подтвердить первое впечатление и привести к неправильному выводу о бесполезности медицинской помощи. С таким заключением спешить нельзя. При резком угнетении жизненно важных функций, что часто бывает при тяжелых травмах, пульс у пострадавшего может не прощупываться на лучевой артерии, где его обычно определяют, и трудно на глаз заметить дыхание. В этом случае пульс прощупывается на боковой поверхности шеи (на сонной артерии), а признаки дыхания легко определить при помощи зеркала: если его поднести ко рту, то даже при слабом дыхании пострадавшего оно запотевает.
Но и полное отсутствие дыхания в сердечной деятельности еще не дает основания считать, что борьба за жизнь здесь бесполезна. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности может быть в состоянии так называемой «клинической смерти», которая является переходным состоянием от жизни к смерти и длится всего 6–8 минут. После чего полностью прекращается жизнь, наступает биологическая смерть.
Признаком сохранившейся жизни может служить реакция зрачка на свет: при приближении источника света (лампочки, зажженной спички) он сужается, при удалении — расширяется.
Таким же признаком является и воспалительная реакция кожи: при ожоге кожа живого человека краснеет (для этого может быть использована зажженная спичка, папироска и др.), кожа мертвого человека на ожог не реагирует.
Пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях следует вынести из автомобиля или с проезжей части дороги и уложить в безопасном месте. При этом необходимо проявить большую осторожность, чтобы не усугубить тяжесть повреждения. Избегая лишних движений, ослабить стягивающие части одежды и осмотреть пострадавшего: если он в состоянии отвечать на вопросы — выяснить место и, по возможности, характер повреждения. После чего немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи, соблюдая следующую последовательность:
1) остановить кровотечение, угрожающее жизни;
2) если пострадавший не дышит, произвести искусственное дыхание;
3) наложить повязку на рану;
4) при переломах костей наложить шину.
Нельзя забывать, что первая медицинская помощь должна завершаться квалифицированной медицинской помощью, которая также должна быть оказана как можно раньше. И если к месту происшествия по каким-либо причинам не мог быть вызван автомобиль скорой медицинской помощи (отсутствие поблизости крупного населенного пункта и др.), то пострадавшего необходимо направить в ближайшее лечебное учреждение на попутных автомобилях. Если попутный автомобиль грузовой, то на пол кузова кладут солому, сено или застилают пол толстым слоем мелких веток и сверху покрывают брезентом, на который следует положить пострадавшего ближе к передней части кузова, с несколько возвышенным положением головы. Всякие толчки при движении автомобиля на неровных участках дороги, крутых поворотах, резком изменении режима скорости будут отрицательно сказываться на состоянии пострадавших.
Водитель, доставивший пострадавшего в лечебное учреждение, обязан сообщить медицинскому работнику свою фамилию, номерной знак своего автомобиля, предъявить путевой лист или талон технического паспорта.
Все водители должны знать простейшие приемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, так как жизнь людей в ряде случаев зависит от того, умеет ли водитель оказывать первую помощь или не умеет. Известны случаи, что пострадавшие погибали в то время, когда водитель был занят вызовом машины «Скорой помощи» или поисками сведущего человека.
Следует также учесть, что мера наказания водителя виновника дорожно-транспортного происшествия в какой-то степени зависит от того, будет жить пострадавший или нет.
Как спасти жизнь пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии
Основной задачей оказывающего первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии является устранение опасности, угрожающей жизни. Такая опасность может возникнуть в результате большой потери крови, остановки дыхания, прекращения сердечной деятельности, возникновения шока (тяжелая реакция организма на чрезмерные раздражения в связи с травмой), заражения раны микробами и др.
Способы остановки кровотечения
Кровотечение почти всегда возникает при ранении. Оно может быть наружным — если кровь из поврежденных сосудов изливается на поверхность кожи, или внутренним — при кровоизлиянии в ткани или в полости тела. В зависимости от того, какой сосуд поврежден, различают: артериальное кровотечение, венозное и капиллярное. При артериальном кровотечении кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струей; при венозном — кровь темно-красного цвета, не пульсирует, вытекает непрерывной струей; при капиллярном — кровь сочится каплями, медленно покрывающими всю раненую поверхность. Наиболее опасные кровотечения возникают при повреждении артериальных и крупных венозных сосудов.
Капиллярное и венозное кровотечение легко остановить наложением на рану давящей повязки из марли, носового платка или другой чистой ткани.
Артериальное кровотечений в первый момент можно остановить прижатием кровоточащего сосуда к подлежащей кости. Кровоточащий сосуд прижимают не в области раны, а выше нее (при венозном кровотечении ниже раны). Наиболее удобны места прижатия артерий* где они обычно пульсируют.
Кровотечение может быть остановлено и при максимальном сгибании конечностей. При остановке кровотечения ид сосудов голени в подколенную ямку кладется плотный валик из ваты, марли или одежды, нога сгибается до предела и в этом положении фиксируется бинтом, узкими полосками ткани, ремнем и др. При ранении плеча валик кладется в подмышечную впадину, и рука прибинтовывается к туловищу. При ранении предплечья и кисти сгибание производится в локтевом суставе, при ранении бедра — в тазобедренном суставе, а на область суставов также накладываются валики, сдавливающие сосуды.
Самым надежным способом остановки артериального кровотечения является наложение кровоостанавливающего жгута. Жгуты могут быть фабричного изготовления (резиновый, матерчатый) или из подручного материала (носовой платок, толстая веревка, поясной ремень и т. п.).
Резиновый жгут представляет собой полую резиновую трубку или резиновую ленту длиной до полутора метров с цепочкой или крючком на концах или без них. Во избежание ущемления кожных покровов место наложения жгута предварительно покрывают марлей или любой тканью. Жгут берут за середину, слегка растягивают и несколько раз обертывают вокруг конечности так, чтобы из его витков образовалась бы сплошная широкая давящая поверхность. Концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка или завязывают. Жгут стягивают не сильно — лишь настолько, чтобы остановилось кровотечение.
Импровизированную закрутку для остановки кровотечения можно получить, используя веревку, платок или полоску материи. Для этого из подручного материала делают кольцо так, чтобы в него проходило четыре пальца. При помощи палочки закручивают свободную часть петли до остановки кровотечения.
Прост и эффективен способ остановки кровотечения при помощи поясного ремня. Конец ремня (примерно одну треть его) складывают в петлю и продевают через пряжку сверху вниз так, чтобы образовалось два кольца (внешнее и внутреннее), прилегающие друг к другу. Полученные кольца надевают на поврежденную конечность и затягивают.
Жгут накладывают на срок не более 1,5–2 часа, иначе может наступить омертвление конечности. Если это время истекло, то жгут необходимо ослабить на 5-10 минут, а кровоточащую артерию прижать пальцем, после чего снова затянуть жгут, но держать его в этом положении уже не больше часа.
Как защитить рану от заражения?
Оказывая помощь пострадавшему, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не касаться раны руками, так как на коже рук много микробов, способных вызвать заражение.
2. Рану нельзя промывать водой, потому что микробы, находящиеся вокруг раны, будут смыты в рану.
3. Нельзя рану смазывать йодом, так как он вызовет ожог раненой поверхности. Йодом следует смазывать лишь края раны и кожу вокруг нее.
4. Не следует очищать рану от загрязнения (это сделают в лечебном учреждении).
5. На рану необходимо наложить повязку, для чего используется стерильный бинт или индивидуальный пакет, а при их отсутствии — любую чистую ткань.
При наложении повязки на рану закрывают ее по возможности куском стерильной марли или бинта, сверху кладут слой ваты и закрывают бинтом. Бинт раскатывают слева направо, закрывая половину ширины предыдущего хода. Бинтуют снизу вверх от более узкой части тела к более широкой. В начале и в конце бинтования для закрепления бинта делают круговые ходы, полностью закрывающие предыдущие витки. При бинтовании конечностей для плотного прилегания бинта к телу необходимо перевертывать бинт после одного или нескольких ходов.
Наиболее удобным средством для наложения повязки является индивидуальный перевязочный пакет. Индивидуальный пакет состоит из бинта и двух ватно-марлевых подушечек, заключенных в прорезиненную или целлофановую оболочку. Вскрыв пакет, вынимают стерильные бинт и подушечки так, чтобы не касаться той их стороны, которая будет прилегать к ране. Подушечки накладывают на раненую поверхность и прибинтовывают.