Найти в Дзене

Режим работы водителя

Стратегия и тактика движения. С каждым годом автомобили все чаще отправляются в дальние рейсы. «Вот и хорошо», — скажет иной читатель. Ведь управлять автомобилем на загородных дорогах гораздо проще и легче, чем в городе с его суматохой, отвлекающими рекламами, бесконечными остановками у светофоров и т. п. И невдомек такому читателю, что именно в такой простоте и кроется сложность работы водителя-дальнерейсовика, который берет старт, скажем, в Москве, а через определенное время должен быть в Симферополе. Ведь одно дело за час-полтора докатить по автомобильной дороге до собственной дачи и совсем другое — «наматывать» на колеса бесконечную ленту дороги в течение многих дней. Водитель в дальнем рейсе часто предоставлен самому себе. Подобное одиночество приводит к нарушению режима работы и отдыха, вызывает дополнительную утомляемость. Когда водитель едет один до однообразной дороге, у него возникает состояние сонливости, восприятие дорожной обстановки ослабевает, мысли рассеиваются или н

Стратегия и тактика движения. С каждым годом автомобили все чаще отправляются в дальние рейсы.

«Вот и хорошо», — скажет иной читатель. Ведь управлять автомобилем на загородных дорогах гораздо проще и легче, чем в городе с его суматохой, отвлекающими рекламами, бесконечными остановками у светофоров и т. п. И невдомек такому читателю, что именно в такой простоте и кроется сложность работы водителя-дальнерейсовика, который берет старт, скажем, в Москве, а через определенное время должен быть в Симферополе. Ведь одно дело за час-полтора докатить по автомобильной дороге до собственной дачи и совсем другое — «наматывать» на колеса бесконечную ленту дороги в течение многих дней.

Водитель в дальнем рейсе часто предоставлен самому себе. Подобное одиночество приводит к нарушению режима работы и отдыха, вызывает дополнительную утомляемость. Когда водитель едет один до однообразной дороге, у него возникает состояние сонливости, восприятие дорожной обстановки ослабевает, мысли рассеиваются или невольно обращаются на какую-либо проблему или событие, не имеющее никакого отношения*к движению. Отвлеченные представления (иногда так называемые дневные сны) полностью поглощают внимание водителя и отвлекают его от окружающих условий. Поэтому те, кому предстоит управлять автомобилем в течение более 3 ч, должны составить программу поездки, т. е. выработать стратегию и тактику рабочего дня и ночи.

Под стратегией в данном случае следует понимать определение общего времени в пути, протяженности перегонов в светлое и темное время суток, времени безостановочного пути на всем участке, промежутков между приемами пищи и т. д. Под стратегией также понимается выбор наиболее безопасного и экономичного маршрута движения между точками отправления и прибытия. Например, участки со сложными дорожными условиями лучше преодолевать в светлое время суток и в часы наименьшей интенсивности движения. Если на пути попадаются города, не имеющие объездных дорог, их следует проезжать либо до массового выезда автомобилей на работу, либо когда они рассредоточатся по городу, либо когда большинство автомобилей закончит свою работу.

Под тактикой управления подразумевают выбор безопасного и экономичного режима движения на определенном участке в зависимости от сочетания дорожных условий. Иначе говоря, это выбор режима движения в зависимости от местных условий на автомобильной дороге.

Важнейшим вопросом организации безопасности движения является нормирование и распределение рабочего времени водителя, так как управление автомобилем в состоянии явно выраженного утомления опасно.-

Утомление — враг водителя. Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Однако вам трудно определить степень утомления, при которой вы не должны управлять автомобилем, так как степени проявления утомления и усталости могут не совпадать. Усталость может быть скрыта эмоциональным возбуждением и другими факторами. В этом случае вы не ощущаете утомления, но оно может проявиться внезапно в сонливости или резком снижении работоспособности. Конечно, усталость как субъективное отражение утомления может помочь водителю оценить свою работоспособность, но степень усталости не должна быть постоянным критерием в оценке работоспособности.

Водители при длительном управлении автомобилем (7—12 ч) совершают дорожно-транспортные происшествия в результате засыпания примерно в 2 раза чаще, чем при длительности работы до 7 ч. При работе свыше 12 ч число дорожно-транспортных происшествий по этой же причине увеличивается в 9 раз. После 12 ч работы дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще, чем при 8-часовом рабочем дне. Из этого видно, насколько актуальна регламентация рабочего времени водителей.

Особенно тяжел труд водителей маршрутных автобусов, если они работают по 12 ч в смену. Помимо обычной усталости, для них характерно большое нервно-эмоциональное напряжение. В течение всех 12 ч работы они обязаны строго, по жесткому графику (с отклонением не более 2 мин) вести автобус, следить за дорогой, светофорами, пешеходами, соблюдать дистанцию движения и т. п. Кроме того, в их обязанности входит следить за посадкой и высадкой пассажиров, регулярно объявлять остановки, напоминать пассажирам об оплате проезда и провоза багажа, следить за порядком в автобусе'и т. д.

Исследования дают обоснование этому явлению. Работа через день по 12 ч вызывает резкие сдвиги физиологических систем у большинства людей. Из физиологии труда известно, что наилучшим методом борьбы с утомлением и переутомлением является правильное сочетание трудовой деятельности и отдыха. В течение обычной рабочей смены у опытных водителей психофизиологические сдвиги небольшие. У малоопытных (со стажем до 3 лет) эти изменения значительны. Они начинают проявляться уже после четвертого часа работы и усиливаются к концу смены.

Удлинение рабочего времени более 8 ч увеличивает изменения в организме, в том числе и опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика дорожно-транспортных происшествий. Особенно резко возрастает их число после 10-часовой беспрерывной работы.

Сильно увеличивается утомление и в условиях недосыпания. Как показали исследования, в этих условиях 60 % водителей начинают засыпать уже через 3,5 ч работы на автомобиле. Если водитель накануне смены не получил полного отдыха, то сокращение продолжительности рабочего времени не избавит его от преждевременного утомления.

Важный фактор, снижающий степень утомления, — это использование в работе кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразны кратковременные перерывы после относительно кратковременной работы, чем длительные перерывы, но после продолжительной работы. Запомните, что с каждым часом после непрерывного 3-часового управления автомобилем вы становитесь все более неполноценным водителем, подвергающим опасности себя и окружающих. Через каждый час путешествия на автомобиле необходима 5-минутная остановка. При длительности управления более 5 ч необходим отдых длительностью 30 мин. Управлять автомобилем без отдыха более 8 ч совершенно недопустимо.

Разработана следующая система перерывов в работе водителей: при движении, продолжающемся менее 3 ч, ни одного перерыва; при движении, продолжающемся 3–5 ч, ежечасно 5-минутный перерыв; при движении, продолжающемся более 5 ч, ежечасно 5-минутный перерыв, остановки, а после второго часа — более продолжительные остановки с подкреплением (чай, кофе) и после четвертого часа — продолжительный перерыв не менее 30 мин. Желательно после этого цикла (6 ч движения) сделать более продолжительный перерыв. Распределять перерывы необходимо следующим образом: если движение рассчитано на 4 ч, то после каждого часа 5-минутный перерыв, если на 5 ч, то 10-минутный, если на 6 ч — 15-минутный перерыв после каждого часа.

Между двумя рабочими сменами должен быть запланирован, как минимум, 10-часовой отдых. Время отдыха следует выбирать с таким расчетом, чтобы оно было удобно для сна: поэтому, как правило, отдых должен приходиться на ночное время и только в порядке исключения на дневное. Если рабочая смена продолжается дольше положенного времени, отдых после такой смены должен быть не менее 12 ч. Между двумя неполными сменами продолжительность отдыха может быть в отдельных случаях сокращена до 8 ч.

В дальних рейсах автомобиль обычно ведут два водителя. Специалисты разработали для таких случаев следующий примерный график сменности:

Водитель А Водитель Б

Начало работы 7.00 7.00

Отдых 7.00…10.00 —

Управление автомобилем 10.00…13.00 7.00…10.00

Отдых 13.00…15.00 10.00…13.00

Управление автомобилем 15.00…17.30 13.00…15.30

Отдых 17.30…19.00 15.30…17.30

Управление автомобилем 19.00…21.00 17.30…19.00

Отдых — 19.00…21.00

Окончание работы 21.00 21.00

Это расписание можно изменить в соответствии с требованиями, предписывающими, чтобы водитель управлял автомобилем не более 5,5 ч без перерыва или не более чем 11 ч в сутки и чтобы каждый водитель в течение суток имел 10 ч для отдыха до работы.

Интересные данные получены польскими психологами и медиками, которые наблюдали работу 200 водителей автобусов и тяжелых грузовых автомобилей в течение нескольких дней. Наблюдения проводились перед началом работы водителей, а затем через 4, 6, 8 и 12 ч. И если в физическом состоянии водителей за это время не происходило серьезных изменений, то их психическое состояние менялось существенно. Уже после непрерывного вождения в течение 6 ч наблюдательность и внимательность понижались на 30 %. Кроме того, в процессе обследования было установлено, что водители старше 55 лет не должны управлять автомобилем более 8 ч.

Нагрузка перед началом работы и недостаточный сон перед поездкой оказывают большее влияние на повышение усталости, чем продолжительная езда. Установлено также, что когда водитель в своей работе совмещает вождение с техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля, кривая дорожно-транспортных происшествий резче поднимается вверх, чем при совмещении вождения с участием в погрузочно-разгрузочных работах.

Характерным симптомом утомления является сонливость.

Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего (58 % случаев) между полуночью и 5 ч утра. Причем больше всего несчастных случаев возникает у водителей, не спавших перед ночной сменой в течение 18–20 ч. Управление автомобилем в ночное время — одно из самых напряженных для нервной системы работ. Повышенная опасность засыпания отмечается и между 12 и 15 ч (25 % случаев). Одним из факторов, способствующих этому, является тяжелая и плотная пища, принятая перед поездкой или во время движения.

Отмечено, что на водителя отрицательно действуют спящие пассажиры, сидящие рядом с ним. Это психологическое воздействие подобно беспричинной передаче зевоты от одного человека другому.

Подводя итог, можно отметить, что главные факторы, вызывающие утомление водителей во время работы, сводятся к следующим основным группам: продолжительность непрерывного вождения автомобиля; нагрузка и психологическое состояние водителя перед началом рабочего дня; вождение автомобиля в ночное время; монотонность и однообразие движения; неоптимальные гигиенические условия и техническое состояние рабочего места водителя.

«Пособники» утомления. Специалисты дорожного движения США считают, что одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий на автомагистралях является парагипнотическое состояние, в которое впадают водители автомобилей. Это состояние так называемой искусственной сонливости до сих пор еще мало исследовано. Однако, как показали наблюдения, дорожный парагипноз полностью отвечает классическому понятию гипнотического сна.

Если водитель долго находится в дороге и скорость движения длительное время постоянна, например 100 км/ч, то равномерное чередование столбов, световых сигналов, разметки на дороге вызывают состояние сонливого оцепенения, напоминающего гипнотический сон.

Ряд исследований показал, что в таком состоянии водитель может преодолеть участок магистрали протяженностью до 20 км. И хотя он в это время все же автоматически контролирует управление автомобилем и реагирует на внешние раздражители, у него сильно снижается скорость реакции. В этой незаметно подкрадывающейся сонливости и заключается главная опасность дорожного парагипноза.

Современные автострады и удобные автомобили с автоматическим управлением и бесшумным двигателем представляют новую серьезную опасность в этом отношении. За последние годы управление автомобилем стало проще, дорожные условия улучшились. Теперь после 6–7 ч работы водитель субъективно не чувствует такого утомления, как раньше, хотя объективно психофизиологические функции под влиянием утомления изменяются.

Не думайте, что если вы пересели на «Мерседес» и устаете меньше, чем на «Жигулях», то можете за 20 ч проскочить из Симферополя в Москву вполне безопасно. Это просто самообман и никакой самоконтроль (так же, как и контроль со стороны других) в данном случае не поможет. Результат может быть очень печальным.

Опасность усугубляется еще и тем, что современные автострады предъявляют очень небольшие требования к вниманию водителя. При монотонном движении с укачивающими колебаниями кузова на водителя гипнотически действуют также блеск дороги и блеск капота автомобиля, который все время находится в поле зрения водителя и является постоянным раздражителем.

Водитель, управляющий автомобилем и днем, и ночью на дороге, где нет остановок, закруглений дорог, рекламных плакатов, нет ничего, что могло бы обратить на себя внимание, начинает дремать. В подобном состоянии он теряет ощущение скорости, звука, дистанции и не может оценить приближение опасности. Утомленные глаза и мозг воспринимают два изображения (впереди идущие попутные и встречные автомобили), как одно. Крайнее утомление часто по еще недостаточно понятным причинам ведет к повышению скорости движения и вследствие этого к созданию аварийных ситуаций.

Специалисты отмечают, что число дорожно-транспортных происшествий из-за парагипноза составляет 1–2 % всех ДТП, причем это наиболее тяжелые происшествия. Чаще всего заторможенное состояние и связанные с ним последствия возникают на прямых участках дорог. Этот факт позволяет отчасти разобраться в таком парадоксальном явлении, что на ровные участки с хорошей видимостью приходится максимум тяжелых несчастных случаев в отличие от более легких несчастных случаев на поворотах и перекрестках.

Заторможенное состояние водителя при управлении автомобилем может наступить из-за нервного истощения и усталости при очень продолжительном движении (особенно на маршрутах дальнего следования свыше 400 км и при работе свыше 8 ч), в результате утомительной работы, предшествовавшей поездке (например, после погрузки тяжелых грузов водителем грузового автомобиля), из-за недостаточного сна перед поездкой. Возникновению заторможенного состояния способствует чаще всего комбинация нескольких отрицательных факторов, таких, как психическое напряжение, конфликтная нервирующая обстановка, а также монотонность и однообразие движения.

Как уменьшить утомляемость? Сейчас применяется целый ряд мер, уменьшающих утомляемость (рис. 22). Прежде всего рекомендуется обратить внимание на правильный режим труда и отдыха, продолжительность рабочего времени. Наилучший способ предупредить мышечное утомление — сделать перерыв в работе и расслабить напряженные мышцы. Рекомендуется выйти из автомобиля и несколько раз интенсивно потянуться. Краткие, но частые перерывы более эффективны, чем продолжительные, но редкие.

Специалисты считают, что 5 % всех дорожно-транспортных происшествий можно избежать, если своевременно поддержать нормальное физическое состояние водителя. Когда водитель находится в автомобиле один, без пассажиров, ему можно петь, разговаривать с собой вслух или слушать музыку, лучше бодрую, живую. Иногда для бодрости следует создать в кабине сквозняк или умыться холодной водой.

Одним из эффективных средств, предотвращающих заторможенность, является жевание. Это доказано многочисленными опытами психологов и физиологов.

Приступ сна можно преодолеть и при значительной сонливости, но применять в этом случае волевое усилие нельзя, особенно в тот период, когда человек привык спать.

Большую роль в предупреждении раннего утомления водителя и заторможенного состояния могут сыграть кратковременные перерывы для активного отдыха. Отечественными физиологами доказано, что при утомлении наилучшей формой отдыха является не пассивный отдых — покой, лежание (за исключением полноценного ночного сна), а активный, т. е. сопровождающийся движениями. Исследования показали, что в условиях ограниченной подвижности большой эффект в сохранении работоспособности дают кратковременные физические упражнения (дыхательные, для мышц спины, рук, ноги др.).

Ну, а как быть, если за окном автомобиля хлещет дождь или забитая автомобилями дорога делает остановку невозможной? Помогут несколько простых движений и упражнений, выполняемых на ходу в кабине почти без изменений рабочей позы. Исследования показали, что в этом случае наиболее эффективны следующие упражнения: при глубоком дыхании произвольно напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, главным образом, спины, брюшного пресса, ног, рук и шеи. Однако, как только дорожная обстановка позволит, нужно остановиться, выйти из кабины и не полениться затратить несколько минут на полноценную зарядку. Это намного облегчит дальнейшую работу водителя.

Иногда этих средств недостаточно и нужен непродолжительный сон. Краткий перерыв разрушает монотонность движения. Таким образом, 15–20 мин отдыха могут иногда сберечь жизнь водителю. Не следует недооценивать опасность, возникающую при движении по ровной, хорошо просматриваемой дороге, так как здесь бывает больше всего дорожно-транспортных происшествий.

Не рекомендуется неподвижно смотреть на дорогу. Следует привыкнуть каждые 2 с переводить взгляд. Кроме того, переводя взгляд, легче проследить за изменениями ситуации, на которые водитель должен реагировать.

Очень важно выработать правило: примерно каждые 5 с смотреть в зеркало заднего вида.

Особенно быстро утомляется зрение и исчезает способность различать новые ситуации, если водитель не использует полностью поле зрения своих глаз, а смотрит на дорогу прямо перед радиатором. Даже при скорости 15–20 км/ч наиболее правильным будет такое направление взгляда, при котором зрительные оси обоих глаз пересекаются посередине дороги на расстоянии не менее 50 м перед автомобилем, а при большей скорости — еще дальше. Четкое видимое поле зрения при обзорности 30 м имеет ширину только 1,5 м, при 100 — 5, при 500 — 16 м, т. е. чем дальше простирается взгляд, тем шире участок восприятия.

На утомляемость водителя значительно влияет и ослепление фарами встречного автомобиля и затем приспособление зрения к темноте. Чтобы ослабить влияние ослепления предлагается довольно остроумное решение: перед ослеплением зажмурить один глаз и после того, как интенсивный свет исчезнет, открыть этот неослепленный глаз.

Основное средство для предупреждения переутомления — полноценный ночной сон и рациональный режим питания. В этом отношении особое внимание необходимо обратить на режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, работающих на междугородных перевозках, так как они в большинстве случаев лишены необходимых условий для нормального отдыха. Водителям полезно будет узнать, что по данным статистики наибольшее число засыпаний — в промежутке между 0 и 5 ч утра со смещением максимума к часам рассвета, хотя имеется и дневной «всплеск» между 12 и 15 ч. Это так называемый «послеобеденный сон», вызываемый тем, что после приема пищи, особенно обильной, резко ухудшается питание клеток головного мозга. Дремотное состояние может возникнуть не только от утомления, но и по ряду других причин. К ним можно отнести биоритмические процессы, а также отрицательное влияние монотонности на большинство людей. Однообразие предъявляемых стимулов способствует быстрому истощению нервных клеток, которые заняты их переработкой. В этом случае сохранению работоспособности водителя способствует автомобильная дорога, если она красива, рационально вписывается в ландшафт и обеспечивает последовательную смену впечатлений. Благоприятное воздействие дорожной обстановки и придорожных видов активизирует внимание водителя, отдаляет наступление утомления и предупреждает возникновение заторможенного состояния]

Как мы уже отмечали, утомление зачастую подкрадывается незаметно. Человеку кажется, что он еще в состоянии уверенно вести автомобиль и своевременно реагировать на изменение окружающей обстановки. Однако объективно это уже давно не так. Трудно сказать, где такое состояние опаснее: в городе или за городом. В первом случае при интенсивном городском движении переутомившийся водитель легко может совершить наезд на пешехода или на другой автомобиль, а за городом в условиях спокойного, монотонного движения уснуть. Итоги в том, и в другом случае может быть очень печальным. Объективно при утомлении понижаются мышечный тонус, частота сердечных сокращений и многое другое. Однако все эти изменения можно определить при помощи специальных методов и приборов, да и то не всегда, из-за попыток водителя поддержать работоспособность волевым усилием. Внешне у водителя в случае утомления изменяется в первую очередь рабочая поза, что вызвано снижением тонуса мышц тела, изменяется частота подруливания. Этот эффект лежит в основе прибора, позволяющего определить момент опасного утомления водителя.

Ученые и конструкторы многих стран работают над тем, как помочь водителю в подобной ситуации. Проблема эта не нова. В частности, на железнодорожном транспорте ею занимаются уже давно и там разработан целый ряд так называемых устройств контроля бдительности машиниста. Сейчас подобные устройства созданы и для водителей автомобилей. Так, в Японии сконструирован сигнальный прибор, который, обнаружив, что у водителя притупилась реакция, издает громкий звуковой сигнал.

Принцип действия прибора основан на том, что частота поворотов рулевого колеса (подруливания) изменяется почти прямо пропорционально изменению скорости движения и что у бодрого и у уставшего водителя эта частота различна. Так, в городских условиях при скорости 50 км/ч внимательный водитель изменяет положение рулевого колеса 30–45 раз в 1 мин, а уставший только 15–25 раз.

Электронный прибор состоит из двух схем формирования импульсов (для колеса автомобиля и рулевого колеса), а также из счетного и сигнального устройств. В первой схеме электрический импульс образуется в тот момент, когда магнит, укрепленный на колесе автомобиля, проходит мимо неподвижной катушки. Во второй схеме он получается аналогичным образом даже при незначительном повороте рулевого колеса. Импульсы от этой схемы попадают в счетное устройство, где их число сравнивается. Если в течение определенного периода вращения рулевого колеса автомобиля будет зарегистрировано заданное нормальное число отклонений рулевого колеса, то отсчет в счетной системе вновь начинается с нуля. Если же из-за утомления или сонливости водителя число отклонений рулевого колеса окажется меньше положенного, то после достижения какого-либо предельного значения непрерывно регистрируемых импульсов(например, цосле&О оборотов колеса автомобил я)включается предупреждающий звуковой сигнал.

На принципе снижения мышечного тонуса построен еще один прибор контроля бдительности, названный указателем сонливости. Одна из французских фирм предложила монтировать на рулевом колесе датчик, состоящий из двух токопроводящих полос, одна из которых соединяется с массой, другая — с аккумуляторной батареей (через соответствующую электронную систему и замок зажигания). Электронная система, заключенная в небольшую коробку, находится на панели приборов. Когда водитель держит рулевое колесо нормально, между токопроводящими пластинками течет очень слабый ток (благодаря контакту рук с пластинами). В этом случае прибор не подает сигнала тревоги. При появлении у водителя сонливости контакт рук с рулевым колесом и токопроводящими пластинками ослабляется. При этом уменьшается ток, проходящий через прибор. В результате срабатывает сигнал тревоги.

Последовательно могут быть включены два сигнала. Первый — световой. На корпусе прибора справа вспыхивает красный свет. Если водитель на этот сигнал не реагирует, то автоматически включается зуммер. Одновременно выключается зажигание, и автомобиль останавливается, если водитель не приходит в состояние, необходимое для управления. Возможен вариант, когда действие сигнала зуммера и выключение системы зажигания будут сопровождаться дополнительно громким звуковым сигналом, предупреждающим других водителей. Если нормальный контакт рук водителя с токопроводящими пластинами на рулевом колесе восстанавливается, система сигнализации отключается, а двигатель пускается благодаря инерции движения автомобиля без каких-либо затруднений.

Ученые и конструкторы работают сейчас над созданием более совершенных и надежных устройств контроля состояния водителя. Так, в настоящее время появилось устройство, использующее явление резкого снижения электрического потенциала, снимаемого с различных участков тела водителя. Отличительной особенностью этого устройства является то, что оно не только сигнализирует об опасном утомлении водителя, как это было в двух предыдущих случаях* но и, воздействуя на биологически активные зоны человека, повышает его работоспособность.

Выше шла речь о приборах контроля за состоянием водителя, а сейчас мы расскажем о некоторых устройствах, которые разработаны конструкторами с тем, чтобы облегчить водителю контроль за техническим состоянием автомобиля.

Помощники водителя. Наблюдения показали, что более 15 % автомобилей эксплуатируются с неисправной системой освещения. Поэтому было решено оборудовать автомобили устройствами, которые сигнализировали бы об отказе любой из ламп в электрооборудовании. Решить эту задачу позволяет простая схема. На панели управления автомобилей — световой индикатор. При исправных цепях электрооборудования он не горит. Обрыв любой из цепей накала ведет к срабатыванию логической схемы и загоранию светового индикатора, который сигнализирует водителю о неисправности.

Две системы предложены для быстрого обнаружения водителем неисправности двигателя. В первой вычислительное устройство непрерывно контролируёт работу двигателя. Если в работе двигателя появилось какое-то нарушение ритма или ухудшилась одна из характеристик двигателя (например, закончился срок службы масла, недостаточна вентиляция картера и т. д.), вычислительное устройство посылает соответствующий сигнал на панель контрольно-измерительных приборов.

Аналогично действует и другая система барабанного типа с одной лампочкой, расположенная тоже на панели контрольно-измерительных приборов. Когда в работе двигателя появляется какой-либо дефект, в барабане зажигается лампочка, а сам он поворачивается и останавливается в одном из 16 положений, сообщая водителю о той или иной неисправности.

Таким образом, конструкторы создают приборы для контроля первых двух элементов комплекса водитель — автомобиль — дорога. Ну, а как дела с третьим элементом, с дорогой? Оказывается, что в этой области ведутся работы, направленные на улучшение информации водителя о состоянии дорожного покрытия, в частности, о возможности возникновения гололеда.

В приборе, который создан с этой целью, используются два датчика, один из которых реагирует на повышение влажности, а второй — на понижение температуры. Расположение датчиков обеспечивает свободный обдув их струей встречного воздуха. На панель управления автомобилем выведены две сигнальные лампочки, одна из которых загорается, когда влажность достигает 98—100 %, а вторая, когда воздух охлаждается до температуры замерзания воды. Применение подобного устройства, как полагают, позволит уменьшить число дорожно-транспортных происшествий, особенно осенью и весной. В эти периоды водитель нередко обнаруживает присутствие льда на дороге лишь тогда, когда автомобиль начинает терять управление.

Искусственный штурман. Чтобы облегчить работу водителя, разработано большое число навигационных приборов для более четкого согласования тактики и стратегии управления автомобилем. Такие приборы представляют собой маленькие ЭВМ, так называемые персональные бортовые компьютеры.

Бортовые компьютеры позволяют: заранее спланировать дальнюю поездку, задав безопасную и разумную среднюю скорость и общее расстояние пробега; проехать 1200 или 1400 км и прибыть на место назначения с точностью до 20 мин от расчетного времени; определить возможные незапланированные отклонения от маршрута и длительных остановок на отдых; определить время, которое можно использовать на развлечения и остановки для отдыха, не нарушая графика движения; если график движения нарушен, определить насколько; оценить задержки из-за пробок у железнодорожных шлагбаумов и дождливой погоды.

Кроме выполнения ряда операций по расчету времени, расстояния и скорости, бортовой компьютер автоматически следит за выполнением графика движения, поддерживая постоянной заранее рассчитанную ранее скорость движения. Так, если вы наметили проехать 700 км, например, от Москвы до Харькова за 10 ч, то средняя скорость должна быть 70 км/ч. Компьютер поможет вам учесть все остановки на отдых, заправку, прием пищи и подскажет, какую скорость нужно держать на остающихся этапах пути, чтобы вовремя прибыть к намеченной цели. Поможет вам компьютер и при поездке по большому городу. Только в этом случае она будет находиться не в автомобиле, а в вычислительном центре, управляющем движением транспорта. Сообщив по телеметрии конечную цель поездки и желательное время прибытия, вы по каналу обратной связи получаете условный код программы, который начинает излучать микропередатчик вашего автомобиля. На миниатюрном экране (дисплее), вмонтированном в приборный щиток автомобиля, высвечивается безопасная скорость движения, а при подъезде к перекрестку начинает мигать стрелка, предупреждающая о необходимости свернуть на предложенный маршрут. Так, от перекрестка к перекрестку и проводит вас компьютер по хитросплетениям магистралей города.

Напоминания туристам:

Не «висеть на хвосте» у впереди идущего автомобиля. От него следует находиться на расстоянии, которое можно преодолеть по крайней мере за 2 с при оптимальных дорожных условиях, а если это грузовой автомобиль — за 4 с.

Не встраиваться впереди грузового или любого другого автомобиля во время движения по автомагистрали. Соблюдать такую дистанцию, о которой говорилось выше.

Переключать дальний свет фар при встрече или следовании за другим автомобилем.

При поворотах или смене полосы движения предупреждать об этом других участников движения соответствующими сигналами.

Всегда соблюдать указанный предел скорости, пользоваться ремнем безопасности.

Никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии.

Стараться избегать движения в «слепой зоне» впереди идущего грузового автомобиля.

Физическая подготовка водителей. Занятия любым видом спорта оказывают положительное влияние на организм человека, но для водителя наиболее ценными его видами являются: гимнастика, спортивные игры, бег, лыжи, плавание, гребля, легкая атлетика. Спорт способствует развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя (рис. 23). Доказано, например, что время реакции при занятии спортом может сократиться на 10 %.