В XVI веке вместе с развитием бастионных укреплений на вооружении артиллеристов появились новые снарядв - начиненные порохом бомбы, для стрельбы которыми предназначалились мортиры, но вот беда: из-за большого веса и малой мобильности мортиру не всегда было удобно применять при осаде и обороне городов, по этой же причине сфера полевых сражений оставалась для мортир недоступной и выходом из сложившегося положения стало применения картаун, представлявших собой нечто среднее между гаубицей и мортирой.
Как и мортира, картауна являлась дальнейшим развитием бомбарды и, собственно, от мортиры отличалась немногим - тот же короткий ствол крупного калибра, который находился на двухколесном лафете, позволявшим вести и навесную, и настильную стрельбу, весьма полезную в сражениях с полевыми армиями. Популярности картаун способствовала и их универсальность: помимо бомб, из них можно было вести огонь и цельнокаменными ядрами, и картечью, но у картаун был большой недостаток, полностью перечеркивавший все их достоинства - крайняя ненадежность, из-за которой она представляла не меньшую опасность для своего расчета, чем для противника, поэтому в начале XVIII века картауны были сняты с вооружения в сухопутных войсках всего мира.
Снятая с вооружения в сухопутных войсках картауна неожиданно заняла место основного орудия морской артиллерии, так как она единственная оказалась способна справиться с толстыми деревянными бортами линкоров - основной ударной силы военно-морских флотов XVIII-XIX веков. С ненадежностью картаун, получивших новое имя бомбовых или бомбических пушек, справились за счет активного применения чугуна, отличавшегося большей прочностью, чем бронза, со временем картауны получили длинный ствол, а бомбы - специальный механизм подрыва, что позволило этой пушке продержаться на вооружении вплоть до середины XIX века, когда завершилась эпоха парусного флота и гладкоствольной артиллерии.