Догматы это основы вероучения, объявленные церковью (ее служителями, людьми), как истины, не подлежащие сомнению.
Догматы представлены не во всех религиях.
Наиболее сильны они в мусульманстве (5 столпов ислама), в христианских направлениях православия и католичества. Причем догматы православия и католичества отличаются между собой.
В буддизме нет догматов, есть доктрина буддизма (4 благородные истины и восьмеричный путь). Гаутама Будда был против догматов, как ограничителей ума и пути, считая, что он показал лишь путь к истине, а не истину. Каждый должен найти и следовать пути своей истины, а не подражать другому, пусть даже и великому учителю.
Наиболее сильным догматическим вероучением является Православие.
Догмы в Православии — это основы христианского вероучения, которые были сформулированы на 7 Вселенских соборах и составляют Символ Веры, включающий 12 пунктов. Кроме того, есть ряд и других догм в Катехизисе и в Законе Божьем.
Какую роль играют догмы Православия:
1. Догма, в значении horos, означает предел, то есть граница разделяющее Православие с ересью. Что называется в Православии ересью? Все, что не есть Православие. Соответственно, все другие религии, духовные практики подпадают в разряд ересей. Хотя, правильней было бы их назвать не-Православие. Это означает не плохо, не смертельно, а просто другое течение духовной жизни, которое имеет право быть и может быть полезно кому-то. Но в Православии очень жесткий догматизм.
2. Догма играет в вероучении Православия и Католицизма такую же роль как аксиоматика в науке, с тем лишь различием, что в науке это некие наблюдаемые и подтвержденные опытом явления, а в вероучении — откровения, которые необходимо принять как норму, без критики, то есть на чистой вере.
3. Догма также является набором постановлений, стандартов и норм, которые выбираются на Высшем совете, каковым являлись 7 Вселенских Соборов, на которые были приглашены все известные иерархи тех времен. По сути, это правила, по которым действует церковь и которые обязательны для каждого христианина. Догма здесь выступает в виде договоренностей, обязательных к исполнению христианами.
Для чего все это делалось?
Чтобы укрепить цельность и неприкосновенность христианского вероучения и его самоидентичности среди других течений духовной жизни. Для укрепления христианской церкви как института.
Что это дает верующему человеку?
Дает некоторые путевые столбы в духовной жизни, опоры в ней. Зачем переоткрывать уже открытое и утвержденное?
Могут догмы мешать верующему человеку?
Сами догмы мешать не могут, они призваны помогать ему. Мешать человеку может догматичное, то есть шаблонное мышление. Оно мешать может не только в духовной жизни, но и в обычной. Это когда человек придает догмам больше значения, чем необходимо. Всякое мышление является творческим, но имеет в себе набор шаблонных компонентов. Если шаблоны преобладают и взгляд мысли узкий и жесткий, имеем дело с шаблонным, догматичным мышлением.
Церковь и вероучение (в идеале) не призваны подавить творчество в человеке, но ограничить в нем безбожие. Церковь (в идеале) не про то, чтобы остановить жизненное развитие и не дать ему быть, но, чтобы удостовериться, что оно идет по правильному Божьему пути. В истории, как известно, перекосов от идеала было немало.
К догматам надо относиться как к полезным правилам и путевым столбам, но не как к плитам надгробья. Догматы, как и аксиоматика в науке, могут меняться, но для этого необходимы существенные основания.
Также как Евангелия, догматы нельзя понимать буквально. Это может нести вред. У святителя Игнатия Брянчанинова есть история, как у одного человека умер сын, а тот, с горя, стал «чаять его воскресения из мертвых» и двинулся рассудком. Опасно!
Необходимо понимать толкование по духовному смыслу как Евангелия, так догматов. Есть толкования, их стоит прочитать, понять. С опытом научиться понимать язык иносказания, благодаря такому толкованию.
О роли догматов в духовной жизни человека.
Главным делом духовной жизни человека является молитва, как богообщение. (В молитве человек вопрошает, просит, кается перед Богом, благодарит Его, просит благословений у Бога, обретает просимое, ответы; это целая гамма духовных действий и сердечных настроев человека к Богу и от Бога человеку)
Без молитвы нет духовной жизни. Об этом говорят все святые, праведные, пророки.
Без догматов она может быть. Человек может, не зная догматов, в сердце своем воззвать к Господу и получить от Него ответ, решение, откровение.А если человек знает догматы, но не имеет молитвы в сердце, то он скорее догматик, чем верующий человек, фарисей, а не боголюбец. Зачем ему догматы, если нет молитвы и самой духовной жизни? Зачем путевые столбы, если нет движения по пути?
Первична молитва, духовное движение к Богу. А догматы как столбы указателя пути, чтобы не сбиться. Не наоборот.
На молитву настраивают Священные Писания и Богомыслие (об этом была статья на канале). Помогает молитве покаяние. Ибо если молитва не идет, при ней рассеивается внимание, возможно, нарушено что-то Божье, требуется осознание, покаяние, исправление, а затем молитва пойдет, продолжится духовная жизнь. Вот смысл покаяния по отношению к молитве.
Все строится в духовной жизни вокруг молитвы.
Если человек не разделяет какие-то догматы? Это может быть от непонимания, не сталкивания с этим. Тогда это духовная неопытность. Можно обрести опыт и понимание их.
Если человек противится им, то это значит, что ему они не близки. Возможно, что это вероучение человеку не подходит, не разделяется им.
Если человек имеет свои собственные догматы (а такое допустимо в духовной жизни), то они именуются не догмами (догмы устанавливаются только на Вселенских соборах, коллегиально, а не индивидуально),а называются доктринами.
Такие доктрины бывают для самого верующего человека очень полезны, они четче обозначают вехи его духовного пути, адаптированные именно к нему.
Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.