Советская пропаганда десятками лет вдалбливала в головы граждан: все профессии важны, все профессии нужны. На самом деле это было не так – даже высокооплачиваемые профессии, такие, скажем, как шахтёры, не вызывали у людей уважения. Уважали другие.
Есть такой старый советский анекдот:
Учительница просит детей в первом классе рассказать о своих родителях. «Мой папа работает в мебельном магазине, он может достать стенку», - говорит один. «А моя мама работает в ювелирном магазине,- говорит девочка. – Она может достать серёжки». «Мой папа работает мясником на рынке, он может достать мясо», - сказал другой мальчик. И так весь класс – у кого что могут достать родители. Только Вовочка сказал: «Мой папа работает в НИИ инженером, он может достать скрепки». Весь класс рассмеялся. «Нельзя, ребята, смеяться, когда у человека в доме несчастье», - пожурила их учительница.
Как бы ни старалась советская агитационная машина, рассказывающая про уважение к человеку труда, граждане уважали тех, кто работал в отраслях, где можно было достать что-то дефицитное.
Самой уважаемой профессией была продавец. Не важно в каком магазине работал человек – промтоварном или продовольственном – он всегда был желанным гостем в любом доме, дружбой с таким человеком гордились. Ведь он мог достать или продавать из-под прилавка любой товар от копчёной колбасы до кроссовок.
Ещё одной престижной профессией была странная по нынешним временам специальность – партработник. Человек мог служить в райкоме (горкоме, обкоме) партии или комсомола. Кроме приличной зарплаты и премии сотрудники партийных органов обладали правом получать дополнительные пайки (мясо, колбасы, окорока, икра и пр.) в спецмагазинах. Также у них были спецсанатории и дома отдыха. Если к этому прибавить власть, которой обладали партработники (КПСС была правящей партией), то несложно догадаться, каким уважением пользовалась эта странная по нынешним временам профессия.
В Палату мер и весов попадали немногие и по большому блату. Работа состояла в том, чтобы ежемесячно проверять весы и гири в магазинах – от городских до самых маленьких сельпо. Учитывая, что труженики прилавков всегда мухлевали с весами и особенно с гирями (а их было несколько – от килограммовых до стограммовых), то можно только представить, на что они шли, чтобы сотрудник Палаты этого не заметил. Разумеется, не просто так.
Советские таксисты не пользовались уважением у пассажиров, но работать в такси было престижно, потому что всегда была возможность «левого» заработка: обсчёт клиентов, договорная, не по счетчику, цена, плюс многие таксисты «подрабатывали» тем, что ночью продавали алкоголь.
Завскладом вызывал у строителей коммунизма больший трепет, чем продавец, потому что это часто был именно тот человек, который решал, сколько и в какой магазин отпустить товар. Именно заведующий складом обладал реальной властью в торговле.
А какой советский человек не сталкивался хотя бы раз в жизни с такой важной персоной, как администратор гостиницы! Нынешнему поколению может показаться странным, но советские граждане достаточно много путешествовали по стране. А куда им было ещё ездить, если за границу можно было выехать только с разрешения властей.
Поэтому в стране Советов гостиницы без дела не стояли. Работа администратором считалась очень престижной. В институты, выпускавшие таких специалистов, был серьёзный конкурс. Помимо больших зарплат работа администратора манила некоторых не слишком порядочных граждан своим «теневым потенциалом заработка». Он касался главным образом спекуляций на импортных товарах, а также проституции и «десятке сверху», чтобы заселить человека без брони.
В шестидесятые годы телевизор стал обычным в советских квартирах, но поскольку телевизоры регулярно ломались, как любая советская техника, то вместе с ними постоянным гостем стал и телемастер. Иметь знакомого телемастера тоже считалось престижно, потому что в ателье чинили по очереди и не очень качественно, а «свой» – пусть подороже, но качественно.
Автомеханики в Советском Союзе не только хорошо зарабатывали, но также были и в народном почёте. Умение ремонтировать автомобиль, да ещё советский, являлось одним из самых авторитетных навыков.
Не менее обеспеченными были и дипломаты. Недаром МГИМО считался таким же престижным, как и МГУ. В него всеми правдами и неправдами пристраивали своих детей партийные и советские номенклатурщики. Дело было не только в высокой зарплате, но и возможности жить за границей и покупать за рубежом любые ценные вещи, даже импортные машины.