Найти тему
Ясли-школа-универ

Дети-аутисты в обычной школе: за и против.

Могут ли дети-аутисты учиться в общеобразовательных школах? Как это может сказаться на здоровых учениках и непосредственно ребенке-аутисте? Какие педагоги должны преподавать в таком классе?
Могут ли дети-аутисты учиться в общеобразовательных школах? Как это может сказаться на здоровых учениках и непосредственно ребенке-аутисте? Какие педагоги должны преподавать в таком классе?

Дети с расстройствами аутоиммунного спектра (РАС) встречаются в практике учителей средних общеобразовательных школ все чаще и чаще. И хотя Министерство образования утверждает, что детей с РАС всего лишь 1-2% , но по численности в нашей стране таких детей насчитывается более 31 тыс. По факту таких детей может быть гораздо больше в силу того, что постановка диагноза достаточно сложная и кропотливая. Некоторые семьи просто не имеют возможности сделать все необходимые исследования, чтобы получить диагноз. Более того заболевание может прогрессировать и после того, как ребёнок пошел в школу.

-2

Дети-аутисты могут абсолютно сливаться в толпе и не привлекать особого внимания к себе. Часто для того, чтобы вывести ребёнка с РАС из уравновешенного состояния достаточно громкого звука, повышения голоса, конфликтной ситуации. Проявление своих эмоций аутисты тоже могут демонстрировать по-разному: замкнутость в себе или бурная реакция с активной жестикуляцией.

Родители таких детей могут выбирать любое учебное учреждение: специализированное или общеобразовательное. Часто сотрудники образования рекомендуют таким родителям надомное обучение, т.е. ребёнок полностью отрывается от социума, общения со сверстниками. В свою очередь, ведущие психиатры и психологи рекомендуют отдавать таких детей в обычные школы или коррекционные классы СОШ, в крайнем случае, коррекционные школы.

Много ли вы встречали коррекционных школ в регионах нашей необъятной страны? Чем глуше глубинка, тем реже там слышали о коррекционных школах, специализированных учреждениях для таких детей. А оставлять своего ребенка в интернате не каждый родитель согласится. Более осознанные родители наоборот стремятся определить своих детей в обычный класс общеобразовательной школы, так как бытует мнение, что в здоровом окружении ребенок с РАС будет стремиться повторять поведение и реакции здоровых детей.

Желание родителей детей с особенностями развития оправдано и понятно. Но с таким ребенком будут соседствовать другие дети, а также работать учителя.

-3

Могут ли родители в классе возмутиться присутствию в классе ребенка с РАС? Естественно, это их законное право. Возмущение родителей достаточно обоснованное. Наличие в классе такого ребенка требует повышенного внимания учителя. Здоровые ребята могут копировать поведение особенного ребенка. Уподобляться ему в целях привлечения внимания. Классный коллектив будет видеть особенное отношение учителя к одному ребёнку, выделять его. Дети обладают повышенным чувством справедливости и равноправия. Почему учитель закрывает глаза на «странное» поведение одного ребенка и делает замечания другим? Родители должны проявить толерантность и проводить беседы наряду с учителем, чтобы объяснить отличие особенного ребенка в коллективе. Категорично настроенным родителям представляется только один выход из сложившейся ситуации: перевод в другой класс.

Что же касается работы учителя в классе СОШ, в котором будет учиться ребенок с РАС? Если класс имеет ставку коррекционного, то автоматически идет надбавка за работу 25%. Чтобы открыть коррекционный класс надо собрать контингент детей с различными видами инвалидности, получить заключение ПМПК и разрешение в управлении образованием на открытие подобного класса. Следовательно, коррекционный класс явление редкое и его попросту могут не открыть в требуемой школе. Наличие ребенка с РАС в обычном классе не дает никаких привилегий учителю, а только требует повышенной концентрации внимания, постоянного контроля за данным ребенком. Учитель начальных классов, а потом и классный руководитель должны проводить систематическую и планомерную работу по формированию положительного отношения коллектива учеников к особенному учащемуся. Выявить негативное отношение, пресечь проявления буллинга, сформировать дружеские отношения – вот основная задача классного руководителя.

-4

Учителям предметникам тоже приходится подстраиваться в таком классе. Нельзя ограничивать и просто не обращать внимания на ребенка с РАС, но и обычный опрос или индивидуальная работа по карточкам могут не подойти. Не стоит недооценивать интеллектуальные способности данных детей, но чтобы проявить эти способности потребуется терпение, индивидуальный подход, временные затраты. Должен ли учитель работать с таким ребенком за счет своего свободного времени, грубо говоря, в ущерб себе? В рамках федеральной программы инклюзивного образования (доступного для всех) учитель должен работать с таким ребенком, другой вопрос, насколько эффективно будет проводиться эта работа. Здесь все зависит от ответственности и желания педагога.

В моей практике встретился ребенок аутист. Я взяла 8 класс в середине года как учитель русского языка и литературы. Никто не предупредил о том, что в классе есть особенный ребенок. Только вызвав данного ребенка к доске, я поняла, с кем имею дело. Опрашивать данного ребенка было делом достаточно затруднительным. Он отвечал, когда сам этого хотел, выполнял письменные задания так, как ему было удобно. В то же время, читал художественную литературу, был достаточно эрудирован и разносторонне развит. Одноклассники никогда не бросали его, всегда поддерживали и не отпускали язвительных шуток в его сторону. Хочу особенно отметить родителей данного ученика. Я их попросту не видела! У них были установлены настолько доверительные отношения с классным руководителем, что в посещении родителями школы не было нужды.

-5

В этом классе для ребенка с РАС пазл сложился:

  • родители занимались постоянным наблюдением и лечением ребенка, посещали специализированные клиники в Москве и Санкт-Петербурге;
  • учителя пошли навстречу особенному ученику, проявили максимум терпения, толерантности, профессионализма;
  • одноклассники приняли особенного одноклассника, научились жить с ним в одном коллективе, взаимодействовать, дружить.

Наверно, эта история скорее исключение из правил. У родителей в провинциальном городе просто не было другого варианта обучения в школе, кроме как надомного. Специализированных учреждений для детей с РАС в нашем городе нет. Но тогда еще больше шокирует скандал на детской площадке с Натальей Липской, которая «защищала» свою внучку. Особенно удивляет развитие конфликта при детях, которые были с педагогами специализированного центра.

А вы бы согласились, чтобы ваши дети учились в классе с ребенком-инвалидом? Как считаете, должна ли дополнительно оплачиваться работа учителя в классе, в котором есть ребенок-аутист?