Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Led Zeppelin «Coda», вышедший в далеком 1982 году, взял последнюю «платину» группы в ее истории

Альбом группы Led Zeppelin «Coda», увидевший свет через два года после ее распада – это не студийный альбом, но и не сборник. Это уникальный альбом, собравший в себе очень многие «потерянные» бриллианты «Цеппелинов» за целых 10 лет их активной деятельности.

Led Zeppelin «Coda», 1982 г.
Led Zeppelin «Coda», 1982 г.

Как известно, Led Zeppelin выпустили свой последний студийный альбом в 1979-м году, и после этого музыканты вместе ничего нового не записывали. И тут вдруг в 1982-м как снег на голову свалился еще один альбом под довольно многозначительным названием «Coda», то есть «Конец» (с вариациями смысла). Ну, подразумевалось, что это и есть по-настоящему последний альбом «Цеппелинов», а не просто какая-то компиляция.

В принципе, кто-то принял эту пластинку как оригинальное творение, потому что на ней появились песни, ни на один из альбомов LZ не входившие, кроме одной композиции, но версия была другая (о ней – ниже). А раз песни незнакомые – значит, студийный альбом, железно.

Передняя и задняя стороны конверта
Передняя и задняя стороны конверта

Но все же большинство советских меломанов увидели в этом диске обычный сборник, хоть состоявший из оригинальных песен. К слову сказать, это был вообще первый сборник группы, если не считать того, который не совсем официально вышел в Италии в 1970-м году, а также еще нескольких полупиратских, появившихся в начале 70-х в некоторых азиатских и латиноамериканских странах.

Внутренний разворот
Внутренний разворот

Но как бы там ни было, а сборник оказался хорош, хотя и вызывал сильную ностальгию от того, что песни на нем были старые, а не новые. По странному капризу, как тогда всем казалось, «Цеппелины» не захотели больше работать вместе после смерти Бонзо, хотя достойных кандидатов было несть числа. Такими можно было тогда считать в первую очередь Кози Пауэлла, Фила Коллинза и Бэрримора Барлоу, которые были не только ближайшими друзьями Джона Бонэма и LZ в целом, но и публика их знала прекрасно, и ни одного бы из этих кандидатов не отвергла.

Лейблы американского выпуска
Лейблы американского выпуска

Однако «Цеппелины», видимо, сильно устали от той популярности, которая их преследовала. Это слышится банальным, но на самом деле многие очень известные музыканты «уходили в монастырь» на волне успеха, не желая пребывать в постоянном напряжении, чтобы не разочаровать в один прекрасный момент поклонников и не слететь ненароком с пьедестала самым позорным образом. Поэтому LZ решили распределить свое творчество так: каждый занимается своим собственным делом, но хотя бы изредка надо подогревать интерес публики совместными «концертами памяти».

Пакет для пластинки с двух сторон
Пакет для пластинки с двух сторон

В общем, если не рассматривать «Коду» не как студийный диск LZ, и не как сборник, то можно увидеть прекрасное совершенно самостоятельное творение. Это архивы, в которые музыканты складывали то, что невозможно было выпустить в текущий момент. Другая группа этими песнями постоянно шпиговала бы сборники, но «Цеппелины» этим заниматься не хотели – денег у них и так было достаточно, а фигурять перед фанатами своими былыми достижениями для группы такого высокого уровня было не к лицу.

Информация о каждой песне на внутреннем пакете
Информация о каждой песне на внутреннем пакете

А вот после закрытия занавеса можно было и выплеснуть то, что накопилось, но не для собственного удовольствия, а исключительно для фанатов. Джимми Пейдж как-то сказал, что он слышал очень много бooтлегов LZ (по цензурным соображениям это слово чуть изменено), а раз их было так много, значит интерес был, даже невзирая на часто плохое качество записи. Вот он якобы и решил порадовать фанатов качественными песнями, которых еще никто не слышал.

Однако песни не просто вынимались из архивов и бездумно впихивались на диск. Над некоторыми из них Джимми Пейдж и другие музыканты очень хорошо поработали. Давайте рассмотрим некоторые нюансы.

Сторона 1:

1). We're Gonna Groove (2:37). Весьма активный боевик из раннего творчества LZ. Песня была придумана и записана еще перед выходом альбома «Led Zeppelin II» - летом 1969-го. Но на «Коду», вопреки тому, что написано на конверте пластинки, вошла версия, сыгранная в живую в январе 1970-го на концерте в лондонском Королевском Альберт Холле. Правда, все концертные гитарные партии были заменены на студийные, а шум толпы в зале выведен начисто, поэтому композиция и выглядит как чисто студийный вариант.

2). Poor Tom (3:02). Очень зачётный чисто «зеппелиновский» хит, записывался для альбома «Led Zeppelin III» весной 1970-го, и очень странно, почему композиция не вошла на альбом. Возможно, просто не влезла (альбом-то получился длинный) и ее решили использовать для следующей пластинки. Но просто позабыли в постоянных заботах.

3). I Can't Quit You Baby (4:18). Еще одна «живая» запись с январского концерта 1970 года в Альберт Холле – песня, впервые вышедшая в студийном варианте на альбоме «Led Zeppelin I». Только тут ничего не добавляли, а наоборот – убрали шум зала и несколько «лишних» кусков из самой композиции. Получилась вполне себе уникальная композиция.

4). Walter's Walk (4:31). Это очень интересный трек, так как, по воспоминаниям самих музыкантов, основа песни с барабанами и бас-гитарой была записана еще в 1972-м году, а гитары Пейджа и вокал Планта – уже во время подготовки «Коды» к выпуску, то есть в 1982-м году, может, чуть раньше.

Сторона 2:

5). Ozone Baby (3:36). Эта песня была написана Джимми Пейджем осенью 1978-го в стокгольмской студии и предназначалась для последнего альбома LZ «In Through the Out Door». Текст написал Роберт Плант, он же вместе с Джон Пол Джонсом довел композицию до ума, так как в те дни Пейдж и Бонэм работали в студии ночью, а Плант и Джонс – днем.

6). Darlene (5:06) То же самое, что и предыдущая песня, только в авторах числятся все музыканты группы с Бонэмом во главе.

7). Bonzo's Montreux (4:22). Эта композиция представляет собой соло Джона Бонэма, записанное им в Швейцарии еще в 1976-м году. Зачем он это сделал – неясно, но в 1982-м Джимми Пейдж вытащил эту ленту на белый свет, украсил ее всякими синтезаторными звуками и включил в альбом «Coda».

8). Wearing and Tearing (5:27). Отличный боевик, написанный Пейджем при стихотворческом участии Планта и записанный для альбома «In Through the Out Door». Очень странно, что композиция не вошла на альбом. Хотя, возможно, просто не влезла, а выкинуть из альбома, чтобы ее вместить, было нечего.

В общем, альбом «Coda», если его не воспринимать ни как студийник, ни как сборник, слушается очень даже неплохо. Правда, он не стал таким успешным, как и остальные альбомы Led Zeppelin, и хотя все же добрался в США до своей «платины», но он не достиг даже популярности формально провального «Presence» с его тремя «платинами».

Тем не менее альбом можно считать классическим, потому что с момента его выпуска прошло уже почти 40 лет, а любая древняя музыка, если она на слуху даже сегодня – это уже классика, причем даже не «золотая» и не «платиновая», а именно «бриллиантовая».

На аудио: песня "Sugar Mama" с расширенного выпуска альбома Led Zeppelin "Coda" 2015 г.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LED ZEPPELIN НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Led Zeppelin «In Through the Out Door», 1979 г. ~ обзор песен последнего альбома группы

Led Zeppelin «Presence», 1976 г. ~ обзор песен этого альбома, первого провального в истории группы

«The Song Remains the Same» ~ первый официальный «концертник» Led Zeppelin, выпущенный в 1976-м году

Концерты Led Zeppelin в марте 1975 года в Далласе выходили на виниле как двойной альбом «Dallas»