Оскар Уайльд – Портрет Дориана Грея попал в мои руки совершенно случайным путем, одна манящая к себе девушка, порекомендовала мне прочесть. Девушка не дурна собой, но и не красива, всю ее прелесть можно разглядеть только при тесном общении. Познакомившись с ней поближе я был очарован, но каждое утро не мог понять, как она могла меня пленить, ведь черты ее лица становились словно разломанный пазл. К вечеру же ее чары набирали прежнюю силу, каждый пазлик идеально подходил друг к другу создавая цельную, прекрасную картину, увлекая меня за ней. Так изо дня в день я ощущал себя разрушителем красоты, мне приносили истинное произведение искусства, которое я с остервенением рвал в клочья. Хотя довольно о девушке, она здесь только для того, чтобы отметиться своей фразой про книгу, которая меня заинтересовала: «Дориан Грей воплощение красоты, которое было испорчено другими». Услышав это я подумал, что смогу найти и свою разгадку к ее красоте и не допущу тех же ошибок. Прочитав роман Оскара Уайльда я больше не смог на нее смотреть, пазл потерял некоторые части, которые предавали столь пленительно очаровательный образ в моем воображении.
В процессе прочтения романа Портрет Дориана Грея мне показалось, что я раскрыл секрет успеха столь банального на первый взгляд повествования. В этом романе можно найти и как обычную назидательную со счастливым концом сказку, как воспевание всех пороков черни, так и размышления о философских учениях. Ведь Оскар Уайльд, как и весь литературный западный мир без остановки обгладывает кости, высасывает все костные соки древней Греции, а в частности нетленные произведения Платона и Аристотеля. Роман строится на гипотезе Платона о том, что человеческое тело – это тюрьма для души, ведь тело с возрастом стареет, а душа никогда. Но Уайльд соригинальничал, он портил душу не трогая при этом физическую оболочку.
Так что прочесть роман может каждый, найдя в нем себя или соседа. Некрасивые люди скажут: зато у меня душа красивая, а это главнее чем внешнее. Порядочные люди будут негодовать праведным гневом и громче всех замаливать грехи других, не видя в своих деяниях бревна. Грешники восхищаться Гарри (не Дорианом), вознося его до культовой личности, который, как лондонский денди, задает моду для общественности.
В романе Портрет Дориана Грея я нашел одну изюминку, которая меня заинтересовала. Это окончание отношений Сибилы с Дорианом, тут автор поднял с помощью метафор сложную тему для обсуждения отношения мужчины и женщины.
Дориан Грей как человек из себя ничего не представляет, он не остроумен, не красноречив, не обладает талантами. Встретив Сибилу Дориан видит как обычная красота с помощью таланта начинает расцветать, превращаясь в чистый идеал. Несмотря на всю окружающую среду, талант Сибилы цветет и пахнет.
Сам же Дориан является никем, кроме как красивой картинкой, который мечется, хочет что-то найти в ком-то или в чем-то, но натыкается, как Титаник на айсберг, на заурядность окружающего его мира и людей, стремительно тонет погружаясь в тьму бездонной скуки. Образ Грея – это современный человек XXI века, который сам по себе является унылым убожеством без ума и фантазии, ничего не умеет, но зато в саркастической манере можете критиковать все и вся (да, да, да – таков и я). Повсюду современного человека развлекают, но не он сам, не свои собственные размышления, слова, а декорации построенные другими. Конечно, сейчас это все поставлено на профессиональную ногу маркетинга, которая готова раздавить все свежее, инакомыслящее. Прекрасные строки Оскара Уайльда:
… за туалетный прибор чеканного серебра в стиле Людовика Пятнадцатого (счет этот Дориан не решился послать своим опекунам, людям старого закала, крайне отсталым, которые не понимали, что в наш век только бесполезные вещи и необходимы человеку)…
Сибилу Дориан Грей даже не совращает, он лишь показывает ей какая может быть жизнь, где все красиво и прекрасно, где окружают тебя остроумные и деятельные умы. Дориан отравил Сибилу свободой, ведь недаром Мераб Мамардашвили разбирает момент свободы, говоря
«Вот, слушай, ты говоришь то-то и занимаешь такую-то позицию, которая вырастает из твоей свободы, то есть из того, что ты вполне на уровне того, что ты сам делаешь. А не боишься ли ты, что твоя свобода будет опасна для соседа?»
То есть сосед, не будучи настолько развит, будет делать внешне тоже самое и погибнет, если слова, которые он произносит, акты, которые он совершает, не вытекают из его имманентного состояния, такого, чтобы он сам был бы на уровне тех слов, которые он произносит, актов, которые он совершает.
Таким образом Сибила просто не смогла вернуться после расставания с Дорианом в то унылое, поблекшее место, которое она называла домом и семьей.
В отношениях Дориана и Сибилы есть что-то от обычных земных отношениях, у Дориана происходит осознание того, что идеал всего его существа, не такой уж идеальный, возвышенный. Проходит какое-то время и каждый из нас видит во второй половинке те вещи, которые он не замечал ранее, разбиваются розовые очки. Молодой человек или девушка должны сделать судьбоносный выбор для другого человека, остаться или уйти. Остаться для человека самый сложный выбор, какой бы ни был с ним человек, всегда можно найти минусы, вплоть до раздувающихся ноздрей во время секса, утренняя небрежность выражающаяся в помятом виде, легким припухлостям под глазами. И ведь с каждым годом становится все сложнее любить ЭТО, что с трудом поднимется язык называть «любимой/ым». Лишь некоторые могут искать и находить то, что находится внутри, а не внешняя оболочка. Ведь внутренняя красота она бесконечна, эта красота непредсказуема и неисчерпаема, когда вы сможете найти ЭТО, тогда вы полюбите человека навсегда. Самый же простой вариант это сменить разбитые очки на другие, и не важно что оправа у них плюс-минус одинаковая, зато ты можешь менять их до того, пока не пресытишься, но пресыщение приходит слишком быстро. Это как с деньгами, вначале тебе кажется, что ты будешь путешествовать, наслаждаться ресторанами до свинячьего визга, но испытав это все по второму, третьему кругу, становится скучно, не по себе. Тебе хочется новых ощущений, а так как этот человек сам, как личность, ничего не может предложить окружающим, не говоря уже о себе. Правда капиталистический строй размотал рулон с деньгами до такой степени, что обернул ими Землю не одним слоем. Ведь деньги обладают хорошим качеством, их нельзя заработать достаточно. Потому человек начинает думать, что это просто денег недостаточно, есть еще другие страны, отели, рестораны, где люди и дома красивее, где комнаты шире, а кровати мягче, где звезд Мишлена больше, чем блюд в меню.
Дориан же делает выбор, который его душа расценивает, как жестокий – не в пользу Сибилы. Хотя, если любовь прошла и уже невмоготу, то становиться мучеником, терпеть весь абсурд и измены человека. Разве это правильно? Это приведет только к тому, что вместо одного несчастного человека их станет двое.
Забудем же о моих романтических восторженных дифирамбах, которым я отдал должное, которые заставили меня вернуться в мою молодость, моим грехам. Давай же перейдем к прозаической стороне повествования столь развратного мужа как Оскар Уайльд.
Совет для всех: читайте роман только до главы Главы XI, в ней и после начинается откровенная муть. Сама же Глава XI проведет отличный экскурс по интересам и энциклопедическим знаниям самого Оскара Уайльда об эпохе Возрождения . Прием этот некрасивый, недостойный. После иссякание прекрасных сентенций, таких как:
*В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их.
*Государь, который хочет все знать, окажется перед необходимостью много прощать
*В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.
Уайльд откровенно сваливается, как загнанная лошадь. От романа в этот момент хочется отвернуться, чтобы не видеть жалкие попытки автора завлечь читателя неожиданным убийством своего товарища, появлением брата Сибилы, и конечно же, хеппи эндовской концовкой. Как читателю тебе становится скучно, интерес пропадает, но автор ведь старался, марал страницы, но тебя не покидает ощущение, что благородно с твой стороны все-таки будет пристрелить стонающее животное, чем дочитывать до конца, тем самым увидев все страдания, так и не сделав акт милосердия – захлопнуть книгу и оставить только приятные впечатления.
P.S.
Два момента:
1. как же убого пишется на русском языке Уайльд и как звонко, словно зависшая в воздухе могучая птица высокомерно смотрит на тебя, на английском - Wilde.
2. Не читайте историю самого Оскара Уайльда, а то вам покажутся дружеские отношения мужского пола, воспевание красот друг друга – не таким уж и дружескими, а болезненно порочной тягой.