Найти тему
КиноФайлы

«Пищеблок»: обзор сериала

Концепция проекта - ужастик о пионерлагере в духе «Очень странных дел» - выглядела необычайно притягательной. Я хоть и не застал пионерство (пошел в школу как раз в тот год, когда все это дело отменили), но буквари у нас были советские с иллюстрированными рассказами про пионеров. Я очень сильно переживал тогда, что не стану ни октябренком, ни пионером. Лагеря тогда тоже оставались, многие мои знакомые в них бывали, мне оставалось только завидовать. Самому же довелось побывать только в летнем детском саду, который сильно напоминал пионерлагерь для совсем мелких, и в так называемом городском лагере, этаком гибриде продленки и пионерлагеря. Тот «лагерь» располагался в обычной школе, у нас были отряды, вожатые, какие-то там походы на экскурсии, спорт и все такое, но ночевали мы дома. В общем, кое-какое представление имею, но девчонок пастой не мазал. Еще по наследству от советских детей нам перешли вот эти истории-страшилки про переходящее красное знамя, зеленые кассеты и прочие красные пятна.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

Российские киноделы прикасались уже к теме пионерских страшилок, сняв никчемный «С.С.Д.», но в «Пищеблоке» как-то сразу чувствовался более серьезный и основательный подход. Сериал я начал смотреть со смешанными чувствами интереса и опаски. Почему был интерес, я описал выше, теперь остановлюсь на опасениях. И дело не в том, что режиссером стал Святослав Подгаевский, снявший несколько слабеньких ужастиков по мотивам русского фольклора («Яга», «Пиковая дама» и тому подобное). Дело было в эпохе, которую авторы «Пищеблока» переносили на экраны. Любой отечественный продукт на тему СССР я смотрю с опаской и на то есть основания.

Наличие антисоветчины в современных сериалах и фильмах про эпоху СССР - это уже настолько обязательный атрибут, что удивляешься, если вдруг в том или ином произведении не сильно поливают советское прошлое, а только так, «слегка». Кажется, что это какое-то обязательное условие для того, чтобы сценарий был одобрен: хочешь снимать про СССР - будь добр, добавь чернухи. И к этому делу даже как-то привыкаешь и стараешься не акцентировать внимание. Кстати, это весьма опасная тенденция, описанная одним нехорошим человеком: ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. В общем, когда я приступал к просмотру «Пищеблока», то именно на это и надеялся, что не сильно будут поливать грязью. И здесь стоит отметить важный момент: с литературным первоисточником я не знаком и про сюжет ничего не знал.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

В двух словах о сюжете (без спойлеров, как обычно). На дворе 1980 год, в стране Олимпиада. В лагерь «Буревестник» прибывает новая смена. Мальчик Валера Лагунов видит, как ночью его товарищ-пионер пьет кровь у спящего парнишки на соседней койке. Валера понимает, что среди пионеров есть вампиры. Но, конечно, никто ему не верит, поэтому приходится во всем разбираться самому.

Начало сериала даже порадовало. Лето, сосны, пионеры, страшилки на ночь. И сильной антисоветчины поначалу нет, но дьявол скрыт в деталях.

Например, на входе стоят разбитые гипсовые статуи, а краска на некоторых корпусах облезла. В те времена, конечно, статуи или отремонтировали бы, или убрали, но не оставляли бы у всех на виду. Краску на фасадах и внутри всегда обновляли перед очередным сезоном. Вот если бы действие сместили на десятилетие вперед, в начало 90-х, когда Союз уже развалили, но движение по инерции сохранялось, то есть люди жили старыми привычками и пионерлагеря работали уже без пионеров, постепенно приходя в упадок - вот тогда бы претензий не было.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

Не обошлось в «Пищеблоке» и без плоских персонажей. Например, один из вожатых - сынок каких-то там влиятельных советских чиновников. Естественно, он надменен, противен и вообще считает, что может выбрать себе в жены любую красавицу, не интересуясь ее (красавыцы) мнением. Вот только он скорее похож на теперешнего мажора, у родителей которого есть связи и положение, или на сыночка новых русских из 90-х. Мерзкому сыночку противопоставляется хороший вожатый, который, конечно же, слушает западную музыку, на стенку вешает «Битлов», и вообще весь такой из себя свободолюбивый. Впрочем, откровенную антисоветчину наш битломан не несет, и на том спасибо. И вообще замечу, что каких-либо серьезных нареканий актеры не вызывают (ни молодежь, ни ветераны), в отличие от того, что мы видели в других фильмах Подгаевского.

Еще у детишек проскакивают какие-то странные разговоры. Одна девочка, например, говорит, что все пионерское (традиции) - это понарошку. Не думаю, что дети тогда так считали. Понарошку - это игры в дочки-матери, казаков-разбойников, пятнашки и прятки. А вот ко вступлению в пионеры и всему, что было с пионерством связано относились серьезно, как к учебе, оценкам. Были, конечно, отщепенцы-двоечники, но их было меньшинство.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

По ходу просмотра стал с досадой замечать, что от серии к серии градус антисоветчины начинает возрастать. Укушенные детишки ведут себя образцово по-советски (в понимании авторов серила, конечно). Один из пионеров-вампиров даже изрекает, что «нас (пионеров) с детства учат умирать». Мог такое изречь ребенок, пусть даже укушенный? Только если его Ахеджакова покусала. Тем самым начинает вырисовываться нехитрая параллель между кровопийством и советской властью.

И если первые шесть серий еще, как говорится, туда-сюда, то заключительные две - это просто какая-то антисоветская агитка. Творцы, что называется, раскрылись. В конце мы узнаем, что кровопийцы построили «эту страну», им близко все советское: звезды, серпы, молоты. Да-да, это символы зла. Конечно, не обошли стороной и темы стукачества, вездесущей кровавой гэбни, подавления личности в угоду коллективу и всего прочего антисоветского. Оригинально, не правда ли? Антисоветчина получилась такой едреной, что мне стоило больших усилий просто досмотреть это до конца. Я неоднократно вспоминал «шедевр» Говорухина «Так жить нельзя» - там тоже кое-что были глубокомысленные изречения про пионерлагеря. Кстати, главную вампирскую тайну я разгадал еще в середине. И разгадка оказалась, увы, донельзя банальной и, само собой, антисоветской.

Общее впечатление по сюжету «Пищеблока»: он опоздал лет так на 20 минимум. Тем удивительнее тот факт, что книга вышла относительно недавно, в 2017 году. Я почему-то при просмотре предположил, что первоисточник - это что-то такое из 90-х.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

И здесь опять задам риторический вопрос: уважаемые творцы, вам не надоело? Или у вас действительно там такая строгая цензура и давление «авторитетов», что снять, например, как идейный герой-пионер спасает своих друзей от вампиров никто не позволяет? Ведь жизнь и история доказали обратное: во время войны многие подвиги совершались идейными пионерами, комсомольцами и коммунистами, а гитлеровцы в первую очередь расправлялись с теми, кто олицетворял советскую власть.

С технической стороны сериал сделан добротно (по большей части). Похоже, что режиссер Святослав Подгаевский наконец-то научился у западных коллег ремеслу. Но стоит отметить, что если его предыдущие работы были хоррорами, то «Пищеблок» - это скорее приключения с оттенком мистики. Сильны отголоски «Очень странных дел», но это даже и хорошо, ибо первые два сезона там отличные (а про третий есть заметка на канале).

По качеству исполнения, конечно, есть к чему придраться. Местами переборщили с неоновым освещением (опять же, подражая «Очень странным делам»), слишком уж явно ощущается работа светотехников в ночных сценах. Дешевая компьютерная графика в финале картины тоже ни к селу ни к городу - лучше бы совсем без нее, чем такое недоразумения из нулевых. Также излишней показалась обнаженка в кадре. Если бы не она, то сериал мог бы сгодиться для детско-подростковой аудитории. Впрочем, может быть в этом хитрый план создателей? Сильно сомневаюсь, что нынешним детям страшны какие-то там ограничения, и они надут способ посмотреть сериал про школьников, да еще и с клубничкой.

Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru
Кадр из сериала «Пищеблок». Источник: photos.rg.ru

Вышеуказанные недочеты реализации можно простить, они меркнут на фоне главного недостатка - идейного. И именно гнилая идея, заложенная в основу сценария, отравила (для меня) это произведение полностью. Уверен, что продукт найдет своего потребителя, и может быть даже не только в России, но вот за Державу, конечно, обидно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!