О внешнем виде православных христиан говорено немало. Одни говорят, надо выглядеть опрятно, чтобы не позорить высокое звание. А в брошюрке, где указан перечень грехов, назван такой грех :"подстригала ногти, смотрела в зеркало, мылась с душистым мылом", как будто православные должны пугать людей своим нечесанным, немытым видом. Наверно, истина где - то посередине?
Что говорит святой Феофан Затворник
Все знают, что этот святой писал Мысли на каждый день. Здесь он толковал отрывки из евангелия, которые читаются в этот день в церкви.
3 августа читается евангелие от Матфея, глава 13 (54-58). Здесь говорится о том, как жители Назарета не поверили словам Христа, не приняли их, потому что Он не обладал какой-то выдающейся, представительной внешностью.
Его внешний вид не вызывал уважения. Христос мало заботился о своём внешнем виде, носил всегда одну и ту же одежду. Его ученики тоже были просты во внешности.
И в последствие те, которые пошли за Христом, тоже не имели привлекательной внешности, а наоборот даже, весьма отталкивающую. Святой Феофан Затворник говорит :"если б мы увидели тех, которым возносим молитвы, при жизни, таких, какими они были, то наверно отшатнулись бы от них" .
И действительно, Св. Иоанн Русский, хоть и имел красивое лицо, но был всегда в синяках, поддтеках и пах плохо, потому что спал в конюшне. Святой Василий Блаженный ходил голый круглый год. Святая Ксения носила одну и ту же ветхую одежду всю жизнь,бегала босиком. Святой Онуфрий оброс волосами так, что ему не нужна была одежда.
Святая Мария Египетская была похожа на чёрный скелет. Один учёный, видевший в детстве святую Матрону, вспоминал, что испугался её вида. Получается, что все святые пренебрегали своей внешностью. Почему? И должны ли мы подражать им?
Внутренность важнее
Святой Феофан Затворник объясняет это так : невозможно выдумать такую внешность, которая соответствовала внутреннему миру светильников веры. Поэтому лучше пренебрегать вообще внешностью, чтобы непрестанно вести внутреннюю жизнь во Христе. Святитель Феофан призывает :"смотри сразу на внутренность, не обращая внимания на внешность человека".
И апостол Павел сказал :" мы носим сокровище наше в глиняных сосудах" (2 Кор, 4,7).
Тот, кто начинает вести внимательную внутреннюю жизнь во Христе, забывает обращать внимания на внешность. Она становится для него неглавной.
Поэтому получается так, что внутренняя жизнь процветает у него, а внешность ухудшается. Это бывает само собой. А иногда бывает так, предупреждает святитель Феофан, что от самого человека бывает скрыта его внутренняя светлость, чтобы не похитил её враг. И никто вокруг не догадывается, что рядом с ними - светильник веры. Ибо злое око способно все испортить.
Принимать слова святого Феофана Затворника, или спорить с ним, дело свободной воли.... Но однозначно, устами святых говорит Господь.