MINDCRAFT PSYCHOLOGY
МЕНЮ
_____________
Практикующий психолог
Контакты:
• Звонки / Viber / Telegram / WhatsApp: +7 (985) 744-31-01
• Vk — Александр Дей
• E-mail — dei.alexander@yandex.ru
• Profi.ru — https://profi.ru/profile/DeiAV/
• Отзывы клиентов •
Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации.
Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты. Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН. БУДДА НА ПРОВОДЕ - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3362/all
"ЖИТЬ В МОМЕНТЕ". ЧТО УПУСТИЛ БУДДА? — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_354
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ЕСЛИ У ВАС УМЕР БОГ — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_386
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ: ТРИ РЕГРЕССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПСИХИКИ — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_291
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: НЕВРОЗ ИЛИ МУЖЕСТВО ПРИЯТИЯ НЕГАТИВНОГО?- https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3793/all
Что-то подобное произошло и со стоицизмом. Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.
Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен. Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен. В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.
Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности. Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики. «Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):
«О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть?»
Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные. Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя. Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).
Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.
Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.
РАЦИОНАЛИЗИРУЙ ЭТО! (невроз как глупое поведение неглупого человека; РЭПТ А. Эллиса) — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_252
Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета. Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).
Стоицизм отвергает ложный оптимизм, который проповедует христианство. Древние стоики верили в богов, но сегодня, в век научного познания и передовых открытий в области нейробиологии и знаний о мозге, формировании эмоций, когнитивных функциях и пр., философия стоиков может восприниматься так же, как буддизм без верований в карму и реинкарнацию.
Если избавиться от всей лишней «шелухи», то всё в конечном счёте сводится к выбору. Выбор — это действительно всё, что у нас есть. «Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».
Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность.
Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше — обрести самого себя.
Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Уильяма Ирвина «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация». По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию.
АИСТ, УНЕСИ МЕНЯ ОБРАТНО! - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3201/all КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ!.. - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3225/all
Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное. Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля.
В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию. Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как рационально-эмоциональная терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах». «Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по когнитивно-поведенческой психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».
НАУКА: КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (КПТ) — https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3911%2Fall
ДВА СТОЛПА НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: КПТ и РЭПТ - https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_649
ТОНКИЙ ЛЁД НАУЧНОСТИ ПСИХОЛОГИИ. И ПРО "ОСОЗНАННОСТЬ" (MINDFULNESS) — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_947
Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями. В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах. Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету. Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».
Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных. Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы. Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.
Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице». Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвин в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни». Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:
«Он был болен, возможно, язвой. Его семейная жизнь была полна несчастий: его жена, видимо, была ему неверна, из 14 детей, которых она ему родила, выжили только шестеро. Кроме того, управление империей наносило свои удары. Во время его правления на границах было много восстаний, и Марк нередко лично отправлялся контролировать их подавление. Его собственные назначенцы, особенно Авидий Кассий, правитель Сирии, восстали против него. Его подчиненные вели себя нагло и презрительно по отношению к нему, и эту наглость он выносил с невозмутимым нравом. Горожане отпускали шутки в его адрес, и их не наказывали за это. Во время его правления на империю также обрушилась чума, голод, стихийные бедствия, в частности землетрясение в Смирне».
Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей». Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым. Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?..
РОЗОВЫЕ ОЧКИ БЬЮТСЯ СТЁКЛАМИ ВНУТРЬ - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3292/all
Эмоциональный интеллект был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться к окружающей среде, уживаться и находить общий язык с другими людьми. Эволюционную гонку выигрывает наиболее приспособленный.
Несмотря на эффективность древних эмоциональных схем для целей выживания в дикой природе, в сложных современных реалиях человеческой жизни они не способны обеспечить адекватное внутреннее и внешнее реагирование.
Чем меньше наши чувства и эмоции регулируются разумом, тем менее мы способны функционировать как представители вида homo sapiens, что приводит к ряду поведенческих и эмоциональных расстройств, таких, например, как невроз. Однако хорошая новость в том, что невротические расстройства вполне обратимы.
Чем выше нейропластичность живого существа, то есть способность нервной системы к обучению и изменению структуры мозга, тем меньше у него врождённых шаблонов поведения и выше эффективность нейросетей за счёт оптимизации его психического "софта".
Неспроста гении всех времен особый акцент делали именно на когнитивных (познавательных) способностях человека в построении жизни. Роль разума, как самого продвинутого когнитивного инструмента в мире – служить регулятором, выправляющим естественные перекосы чувств и эмоций.
Это не значит, что задача нашего разумного начала состоит в подавлении и угнетении чувств и эмоций. Напротив, оно призвано наладить их работу и снабдить более совершенным видением, которого те обыкновенно лишены.
Эмоции не бывают «плохими» или «хорошими», любой эмоциональный опыт значим и ценен для человека. Эмоции — важная характеристика человеческой натуры.
Перестав видеть отражение тех или иных ситуаций в кривых зеркалах эмоций, мы не только увеличиваем свою эффективность в их преодолении, но и спасаем себя от лишнего душевного износа, подрывающего наши жизненные - физиологические и творческие - ресурсы; повышаем стрессоустойчивость и обретаем эмоциональную стабильность, адаптивность к быстроменяющимся условиям современной жизни.
Ключ к пониманию того, как нейтрализовывать негативные эмоции (именно они интересуют нас первоочередно) и бороться с искажениями, лежит в уяснении элементарной истины, издревле известной философии, а ныне подтвержденной и нейрофизиологией.
Чем меньше наши чувства и инстинкты направляются и при необходимости ограничиваются разумом, тем менее мы способны функционировать как человеческие существа и приобретаем вдобавок целый букет поведенческих расстройств.
Причина в том, что вместо использования когнитивного процессора префронтальной коры, мы полагаемся на мощности карманного калькулятора – на бессознательные датчики и провоцируемые ими инстинктивные и эмоциональные реакции.
Будучи врождёнными шаблонами, они не только не чувствительны к нюансам конкретного положения вещей, но и возникли у млекопитающих порядка двух сотен миллионов лет назад в условиях, кардинально отличающихся от нашей теперешней жизни...
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ (или Зачем нужны эмоции и как их контролировать?) — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_261
РОЛЬ КОГНИТИВНОГО АППАРАТА В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА — https://vk.com/mindcraft_psychology?w=wall-112318617_263
___________________________________________________________________________
Составитель: Александр Дей — Практикующий психолог когнитивно-аналитического направления, специалист по системной поведенческой психотерапии, эксперт в области эмоциональных и невротических расстройств (неврозов) и стрессоустойчивости.
Опыт — с 2009 года
МЕНЮ — Навигация по материалам
По вопросам консультации и терапии:
Контакты:
• Звонки /Viber /Telegram/ WhatsApp: +7 (985) 744-31-01
• Vk: Александр Дей • E-mail: dei.alexander@yandex.ru • Profi: https://profi.ru/profile/DeiAV/ ________________________________________________________________
Благодарность автору ресурса:
— Сбербанк: 4276 3801 7385 1507
— Яндекс.Деньги: 4100 1323 559 1541
________________________________________________________________
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ