После Февральской революции фактическая власть в России перешла к местным представительным органам. В этот период национальные меньшинства стали стремиться к созданию собственных государственных образований.
В апреле 1917 г. в городе Грозном, выросшем в XIX в. вокруг крепости Грозной, из которой во время Кавказской войны российские войска осуществляли наступление на Чечню, состоялся съезд делегатов чеченского народа. На съезде был избран Чеченский национальный комитет — национальный орган местной власти, под председательством Ахмеда (Ахметхана) Мутушева.
Чеченский съезд также признал власть Временного правительства в Петрограде, местным комиссаром которого был назначен Таштемир Эльдарханов — один из немногочисленных представителей горской интеллигенции, не только сумевший получить образование в Российской империи, но и занимавший некоторое время кресло депутата Государственной Думы.
А. Мутушев и Т. Эльдарханов, однако, были сторонниками идей социал-демократов, которые не получили широкой популярности в консервативной горской среде. В связи с этим Т. Эльдарханов вскоре оставил свой пост, передав должность окружного комиссара Временного правительства Дени Арсанову — стороннику шариатского строя.
Также съезд чеченского народа избрал делегатов, которые отправились на прошедший 1 — 10 мая 1917 г. во Владикавказе общий съезд народов Северного Кавказа, на котором обсуждалась программа их будущего государственного устройства. Дени Арсанов в составе чеченской делегации на съезде во Владикавказе поддержал мнение сторонников утверждения религии как базиса для государственного строительства и введения шариатских законов.
С падением самодержавия юридически горцы были уравнены в правах с остальным народом, однако это не означало решения тяжелых экономических проблем. По-прежнему бóльшая часть плодородных земель оставалась в руках капиталистов-аграриев и казачества, а большинство горцев было вынуждено довольствоваться жалкими земельными клочками, едва позволявшими поесть и приодеться. Горцы продолжали чувствовать себя обделенными, так как помнили, что земли, которыми пользовались аграрии и казаки, ранее принадлежали их дедам.
В этих условиях в горской среде стали распространяться провозглашаемые большевиками, при царском режиме подвергавшимися преследованиям, призывы к уравнительному переделу земель. Однако марксистские идеи тоже вызывали отторжение у значительной части горцев, так как большевики пропагандировали отказ от религии и традиционного уклада жизни горских мусульман.
Большинство горцев видело решение земельной проблемы по-старинке: в отвоевании принадлежавшей их предкам земле обратно и изгнании русских поселенцев. Казаков же раздражало соседство с обозленными горцами, и они все больше мечтали о возвращении царских порядков, когда царизм железной рукой удерживал тех от мятежей.
После Октябрьской революции 1917 г. казаки стали оказывать сопротивление попыткам большевиков установить свою власть и провести уравнительный передел земель на Северном Кавказе. Очень быстро восставшие против советской власти казаки влились в набиравшее силу по всей бывшей Российской империи белое движение, боровшееся за реставрацию традиционных порядков, сильной русской национальной государственности, нерушимость права на землевладение. Начались новые кровавые столкновения между горцами и казаками.
Дени Арсанов снова приложил все силы, стараясь примирить враждующие стороны. Он не был сторонником провозглашавшего антирелигиозные идеи большевизма, однако призывал не противодействовать установлению советской власти, так как большевики не собирались реставрировать национальный гнет. Также идея уравнительного передела земель выглядела весьма привлекательной, так как давала и горцам надежду на улучшение жизни, и землевладельцев не оставляла без средств к существованию.
Сторонником Дени Арсанова выступил и атаман Терского казачьего войска (сам не казак, а дворянин по происхождению) Михаил Караулов, активно выступавший за союз казаков и горцев. Оба лидера пользовались высоким авторитетом среди своих народов и имели общую цель: во что бы то ни стало уберечь Терскую область от назревающей гражданской войны. Благодаря их влиянию кровавое насилие еще не охватывало весь восток Кавказа. Их усилиями был предотвращен масштабный конфликт в Ингушетии. На примирительном сходе ингушей и казаков шейх Дени зачитал речь, в которой сказал:
Если бы в этой бойне я потерял отца, брата, мать, то и тогда бы принял все меры к достижению соглашения и буду бесконечно рад, когда оно будет выполнено.
Однако 26 декабря 1917 г. М. Караулов был убит на станции Прохладная группой захвативших вагон, в котором он ехал, озлобленных на все высшее военное чиновничество солдат-мародеров. После его смерти фактически некому стало удерживать от выступлений стремившееся к реставрации царских порядков зажиточное казачество.
Еще 12 декабря в Грозном, населенном преимущественно казаками и иногородними рабочими, прошли погромы чеченских кварталов, в ходе которых были жертвы. Затем распространились слухи, что чеченцы в отместку собирают ополчение и готовятся захватить город. Казаки в Грозном и близлежащих станицах начали вооружаться.
Понимая, что грядет настоящая война, шейх Дени с группой своих духовных последователей отправился, как считается, 27 декабря, то есть, на следующий день после гибели М. Караулова, в Грозный, чтобы снова попытаться примирить враждующие стороны. В самом Грозном, где у него имелись авторитетные знакомые среди казачьих старшин, сами не раз обращавшиеся к нему за решением споров между казаками и чеченцами, шейх Дени весьма успешно провел примирительные переговоры.
Затем он в сопровождении 53 сподвижников отправился в станицу Новогрозненскую. По пути его отряд неожиданно был окружен превосходящими силами казаков-белогвардейцев под командованием атамана Зайцева. В ответ на требование белоказаков разоружиться шейх и сопровождавшие его последователи ответили отказом. В завязавшемся жестоком бою Дени Арсанов погиб вместе с частью своих сподвижников. Другая их часть смогла прорваться из окружения и уйти в чеченское селение Новые Алды.
После смерти шейха начались массовые вооруженные выступления чеченцев, ведущее руководство в которых теперь перехватили сторонники большевиков. Чечня все-таки оказалась охваченной пожаром Гражданской войны, которая в силу местной специфики приняла здесь выраженные черты межнационального конфликта. Тем не менее, горцев поддерживала обедневшая часть казачества и солдаты местных гарнизонов бывшей царской армии.
Лишь через два месяца белоказаки согласились выдать чеченцам, от имени которых на переговорах выступал А. Мутушев, тело шейха Дени Арсанова.
Ожесточенная война на территории Чечни продолжалась свыше двух лет с переменным успехом, пока, опираясь на мощные встречные удары пробольшевистских сил, в марте 1920 г. части подошедшей Красной Армии не заняли Грозный. После этого в Чечне окончательно укрепилась советская власть. В том же году большевиками был расстрелян не поддержавший ее старший сын Дени Арсанова Якуб.
Полная версия статьи здесь: http://history-thema.com/sheyh-deni-mirotvorets-kavkaza/
Еще в ленте: Как в Чечне установилась советская власть
Книга о Кавказской войне здесь: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Если было интересно, нажмите «лайк»👍 и подпишитесь на наш канал. Спасибо, что дочитали до конца! Позитивных дней.🌞 Пусть сбывается все хорошее 🙂
Автор: ©history-thema.com Условия копирования на сайте.