В честь Александра Траунера назван кинофестиваль, который проводится в городе Сольнок в Венгрии, его фильмы знают и любят во всем мире. В то же время на русском языке нет ни одной публикации, посвященной этому художнику. Заполняем досадный пробел.
Сегодня 115 лет со дня рождения Александра Траунера, художника-постановщика, благодаря которому появились такие изумительно красивые фильмы, как «Вечерние посетители», «Дети райка», «Летний свет», «Квартира», «Как украсть миллион» и многие другие работы, которые обогатили историю кинодекорационного искусства.
Именно он придумал завораживающие образы французского кино разных поколений: мрачную обитель героя Жана Габена в «День начинается», эффектные тени в культовом нуаре «Рифифи», изнанку парижского метрополитена в «Подземке».
Александр Траунер родился и учился в Будапеште, в конце 20-х переехал в Париж, где начал работать под началом Лазаря Меерсона – художника русского происхождения, архитектора по образованию, который привнес в кинематограф объем и совершенно новое понимание декорации. К сожалению, Меерсон умер рано, в 37 лет, и Траунер, как и другие ассистенты, фактически продолжил дело мастера, создавая перспективы даже в рамках самой тесной съемочной площадки.
«Париж Меерсона и вдохновленный им Париж в более поздних фильмах по эскизам Траунера иконографически соответствует представлениям о городе, широко распространенным в художественном аппарате реалистического романа XIX века. В произведениях таких писателей, как Виктор Гюго и Эжен Сю, Париж возникает как место визуальных контрастов и противоречивых влечений, предлагающих возможность иного опыта города благодаря передвижениям персонажей из одного района в другой. В XX веке эту мифологизацию Парижа расширили авторы городского криминального жанра Эжен Даби, Пьер Мак-Орлан и Франсис Карко, чьи романы и рассказы часто экранизировались».
Из книги «Французское кино 1930-х. Пространство, место и национальная идентичность»
С Александром Траунером режиссеров Марселя Карне и Билли Уайлдера связывают годы плодотворного сотрудничества. В книге Кэмерона Кроу Уайлдер, тоже эмигрант из Восточной Европы (Польша), рассказал, как снимали «Квартиру» – в частности, кафкианские кадры с маленьким человеком в огромном офисе:
«Я их сделал со своим другом Александром Траунером, у него французско-венгерские корни, и он настоящий гений. Мы это сняли в четвертом павильоне студии «Парамаунт». Он небольшой, но мы сделали там передний ряд [офисных столов], потом второй, третий, и дальше столы все меньше и меньше, и статисты все меньше и меньше, а в конце уже просто вырезанные силуэты, люди вот такого размера [Показывает руками, насколько они крохотные.] И оттуда выезжали маленькие машинки, будто бы снятые сверху […]
Мы повесили там пару осветительных приборов, вот и все. А потом просто сделали это, всю сцену сделали в день-полтора. Вся соль была в верной перспективе. Траунер получил за это «Оскар», но там не было ничего сногсшибательного. Все просто выглядело как надо».
👉 Читайте также о других художниках-постановщиках на канале:
Михаил Ромадин // Владимир Светозаров // Алекс Макдауэлл // Жан Рабасс // Рашит Сафиуллин // Евгений Еней // Юрий Пугач // Данило Донати // Юрий Истратов // Александра Экстер, Виктор Симов и Исаак Рабинович // Вера Зелинская // Марксэн Гаухман-Свердлов