Найти тему
TheOneFilm

Топ 10 визуальных приемов в кино

Почему интересные фильмы смотрятся на одном дыхании? Дело не только в хорошем сценарии и великолепной игре актёров. Каждый из режиссёров старается сделать своё “детище” более зрелищным и запоминающимся. В процессе работы он использует визуальные приёмы, освещение и звуковые эффекты, которые притягивают всё внимание и не дают оторваться от экрана.

Выбор размера кадра может создать ощущение масштабности, глобальности происходящего (С.Бондарчук “Война и мир” 1967 г) или поместить в сцене большое количество персонажей, где много диалогов (К.Тарантино “Джанго” 2012 г.). Другой пример: масштабом кадра воспроизводится маленький, тесный мир главного героя (К.Долан “Мамочка” 2014 г.)

С.Бондарчук “Война и мир” 1967 г
С.Бондарчук “Война и мир” 1967 г
К.Долан “Мамочка” 2014 г.
К.Долан “Мамочка” 2014 г.

Режиссёр К. Тарантино в своих фильмах заставляет тонко чувствовать все эмоции героев с помощью смены плана. В сценах накала страстей лица актёров увеличиваются, при спаде эмоций камера отодвигается от персонажей, как в картине ”Омерзительная восьмёрка” 2015 г. (диалог генерала и кровавого майора).

К. Тарантино ”Омерзительная восьмёрка” 2015 г.
К. Тарантино ”Омерзительная восьмёрка” 2015 г.

Съёмки с разных ракурсов показывают зрителям уязвимость и слабость персонажа, если съёмка ведётся сверху вниз (Д.Дьяченко ”Последний богатырь” 2017 г.) Совсем другие ощущения, если актёр показан снизу вверх. Он будет олицетворять собой силу, уверенность, надёжность.

Д.Дьяченко ”Последний богатырь” 2017 г.
Д.Дьяченко ”Последний богатырь” 2017 г.

Акцентировать внимание в сценах фильма помогает расположение реквизита и исполнители ролей. Симметрия, часто встречающаяся в нашей жизни, имеет место и в съемочном процессе. Местоположение героя в кадре, согласно приёму симметрии, заставляет на подсознательном уровне следить за тем, к чему режиссёр хочет привлечь внимание. Например, С. Кубрик “Космическая одиссея” 1968 г.

С. Кубрик “Космическая одиссея” 1968 г.
С. Кубрик “Космическая одиссея” 1968 г.

Задать ритм событиям можно с помощью монтажа. В картине Д.Аранофски “Реквием по мечте” 2000 г. с помощью более чем 2000 кадров показана дерганая, хаотичная реальность наркозависимых людей.

Д.Аранофски “Реквием по мечте” 2000 г.
Д.Аранофски “Реквием по мечте” 2000 г.

Подвижная камера создаёт у зрителя эффект присутствия в кадре и передаёт испытываемые героем головокружение, алкогольное и наркотическое опьянение. Статичные сцены дают отдохнуть от активных действий в кадре А. Сурикова ”Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г. (сцена в баре, герой Л.Ярмольника ищет, с кем выпить во время драки).

А. Суриков ”Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г.
А. Суриков ”Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г.

Чтобы привлечь внимание, сделать акцент на предмете или актёре, объект выделяют ярким цветом (С.Спилберг “Список Шиндлера” 1993 г, - сцена девочка в красном платье).

С.Спилберг “Список Шиндлера” 1993 г.
С.Спилберг “Список Шиндлера” 1993 г.

Д.Финчер в картине “Девушка с татуировкой дракона” 2011 г. цветовыми гаммами характеризует своих героев: холодными цветами - криминальную жизнь Лизбет, мягкими - положительного Михаэля.

Д.Финчер “Девушка с татуировкой дракона” 2011 г.
Д.Финчер “Девушка с татуировкой дракона” 2011 г.

С помощью подсветки персонажа световым лучом тоже можно передать различные состояния героя: одиночество, сумасшествие, неординарность (Ф.Коппола “Апокалипсис сегодня” 1979 г. - сцена, демонстрирующая лицо полковника Курца, понявшего бессмысленность войны).

Ф.Коппола “Апокалипсис сегодня” 1979 г.
Ф.Коппола “Апокалипсис сегодня” 1979 г.

Создают нужный эмоциональный фон у зрителей и погодные условия, в которых развивается сюжет. Дождь усиливает ощущения дискомфорта, трагизм ситуации (Ф. Миллер “Город грехов!” 2005 г.) А вот ясное небо и солнечные лучи, подчеркнут молодость и отличное настроение героини в детской сказке Л.Нечаева “Про Красную шапочку” 1977 г. - сцена, когда девочка поёт песенку.

Ф. Миллер “Город грехов!” 2005 г.
Ф. Миллер “Город грехов!” 2005 г.
Л.Нечаев “Про Красную шапочку” 1977 г.
Л.Нечаев “Про Красную шапочку” 1977 г.

Для интеллектуалов, любящих кино, применяется трудный для опознавания и толкования язык символов. У Д. Финчера в триллере “Семь” 1995 г. множество электроопор вдоль дороги, по которой едут герои на встречу с маньяком, напоминают паутину паука, и детективы попадают ловушку.

 Д. Финчер “Семь” 1995 г.
Д. Финчер “Семь” 1995 г.

В комментариях приведите пример визуального приёма в любимой вами кинокартине.

Формат: название фильма, сюжет, применённый приём.

Если вам интересны наши статьи, ждем вас в других наших социальных сетях:

►ВК https://vk.com/theonefilmschool

►ТГ https://t.me/theonefilmnews

►Инстаграм https://www.instagram.com/theonefilmschool1/

►YouTube https://www.youtube.com/channel/UCjVxXA936tn0vTxmbdWDgpg

Хотите снимать фильмы сами? Может быть вам ближе написание сценариев, или же продюсирование - ваша мечта? Переходите на сайты курсов киношколы TheOneFilm и выбирайте то, что ближе вам!

► Сценарное мастерство https://theonefilm.ru/screen

► Filmmaking https://theonefilm.ru/filmmaking

► Основы продюсирования https://theonefilm.ru/prod_full