Почему интересные фильмы смотрятся на одном дыхании? Дело не только в хорошем сценарии и великолепной игре актёров. Каждый из режиссёров старается сделать своё “детище” более зрелищным и запоминающимся. В процессе работы он использует визуальные приёмы, освещение и звуковые эффекты, которые притягивают всё внимание и не дают оторваться от экрана.
Выбор размера кадра может создать ощущение масштабности, глобальности происходящего (С.Бондарчук “Война и мир” 1967 г) или поместить в сцене большое количество персонажей, где много диалогов (К.Тарантино “Джанго” 2012 г.). Другой пример: масштабом кадра воспроизводится маленький, тесный мир главного героя (К.Долан “Мамочка” 2014 г.)
Режиссёр К. Тарантино в своих фильмах заставляет тонко чувствовать все эмоции героев с помощью смены плана. В сценах накала страстей лица актёров увеличиваются, при спаде эмоций камера отодвигается от персонажей, как в картине ”Омерзительная восьмёрка” 2015 г. (диалог генерала и кровавого майора).
Съёмки с разных ракурсов показывают зрителям уязвимость и слабость персонажа, если съёмка ведётся сверху вниз (Д.Дьяченко ”Последний богатырь” 2017 г.) Совсем другие ощущения, если актёр показан снизу вверх. Он будет олицетворять собой силу, уверенность, надёжность.
Акцентировать внимание в сценах фильма помогает расположение реквизита и исполнители ролей. Симметрия, часто встречающаяся в нашей жизни, имеет место и в съемочном процессе. Местоположение героя в кадре, согласно приёму симметрии, заставляет на подсознательном уровне следить за тем, к чему режиссёр хочет привлечь внимание. Например, С. Кубрик “Космическая одиссея” 1968 г.
Задать ритм событиям можно с помощью монтажа. В картине Д.Аранофски “Реквием по мечте” 2000 г. с помощью более чем 2000 кадров показана дерганая, хаотичная реальность наркозависимых людей.
Подвижная камера создаёт у зрителя эффект присутствия в кадре и передаёт испытываемые героем головокружение, алкогольное и наркотическое опьянение. Статичные сцены дают отдохнуть от активных действий в кадре А. Сурикова ”Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г. (сцена в баре, герой Л.Ярмольника ищет, с кем выпить во время драки).
Чтобы привлечь внимание, сделать акцент на предмете или актёре, объект выделяют ярким цветом (С.Спилберг “Список Шиндлера” 1993 г, - сцена девочка в красном платье).
Д.Финчер в картине “Девушка с татуировкой дракона” 2011 г. цветовыми гаммами характеризует своих героев: холодными цветами - криминальную жизнь Лизбет, мягкими - положительного Михаэля.
С помощью подсветки персонажа световым лучом тоже можно передать различные состояния героя: одиночество, сумасшествие, неординарность (Ф.Коппола “Апокалипсис сегодня” 1979 г. - сцена, демонстрирующая лицо полковника Курца, понявшего бессмысленность войны).
Создают нужный эмоциональный фон у зрителей и погодные условия, в которых развивается сюжет. Дождь усиливает ощущения дискомфорта, трагизм ситуации (Ф. Миллер “Город грехов!” 2005 г.) А вот ясное небо и солнечные лучи, подчеркнут молодость и отличное настроение героини в детской сказке Л.Нечаева “Про Красную шапочку” 1977 г. - сцена, когда девочка поёт песенку.
Для интеллектуалов, любящих кино, применяется трудный для опознавания и толкования язык символов. У Д. Финчера в триллере “Семь” 1995 г. множество электроопор вдоль дороги, по которой едут герои на встречу с маньяком, напоминают паутину паука, и детективы попадают ловушку.
В комментариях приведите пример визуального приёма в любимой вами кинокартине.
Формат: название фильма, сюжет, применённый приём.
Если вам интересны наши статьи, ждем вас в других наших социальных сетях:
►ВК https://vk.com/theonefilmschool
►ТГ https://t.me/theonefilmnews
►Инстаграм https://www.instagram.com/theonefilmschool1/
►YouTube https://www.youtube.com/channel/UCjVxXA936tn0vTxmbdWDgpg
Хотите снимать фильмы сами? Может быть вам ближе написание сценариев, или же продюсирование - ваша мечта? Переходите на сайты курсов киношколы TheOneFilm и выбирайте то, что ближе вам!
► Сценарное мастерство https://theonefilm.ru/screen
► Filmmaking https://theonefilm.ru/filmmaking
► Основы продюсирования https://theonefilm.ru/prod_full