Посмотрев исторические фотографии своего родного города Чапаевска в Самарской области, меня несколько дней не отпускает ностальгия. Ностальгия по родным сердцу пейзажам, пусть иногда и не совсем красивого, по ушедшим людям, по беззаботным годам, по юности, щекотавшей нервы моим родителям.
Помню, как в детстве мы компанией с соседскими мальчишками и девчонками ходили на речку Чапаевку, там был отличный песчаный пляж, нас не смущало, что рядом паслись коровы и лошади, а на другом берегу были устрашающего вида давно заброшенные какие-то склады, техника, здания с выбитыми стёклами. Мы - дети 80-х - начала 90-х привыкли к картинкам полной разрухи перестройки.
Нас отпускали одних в 9-12 лет, ничего не боясь, не трясясь за кровиночку. Однажды я даже чуть ни утонула. Шла по шейку в воде и внезапно ухнулась вглубь. Помню, взглянула вверх, а там небо колышится, скрываемое толщей воды. Вне себя от адреналина, я схватилась за длинные водоросли и начала по ним выползать на берег буквально на четвереньках. Конечно, никто не понял, что могли бы домой вернуться без меня, ну а я (я ж не трусиха!) не стала ничего говорить, только отдышалась и снова пошла купаться.
Мы жили в частном доме у бабушки и дедушки, в хозяйстве имелась скотина, каждое лето проходило в огороде и на даче. С детства я рубила дрова, собирала траву для кроликов, занималась поливом и прополкой, морила медведок и кротов, а ещё с удовольствием наблюдала, как наш кот Пушок играл с мышью. Лежит в грядках капусты, держит мышь, потом отпускает, она убегает, думая о спасении, а он снова хвать! и лапой к себе.
Как-то раз дедушка рубил курицам головы перед Новым годом и позвал меня. Я складывала тушки в таз и удивлялась - некоторые безголовые курицы пытались от меня убежать, но потом все равно замертво падали на снег. Дедушка предложил мне самой рубануть шею. Нужно было с одного удара переломить курице шейные позвонки, чтобы она не мучилась, и при этом не попасть деду по пальцам. Не знаю как, но в ответственный момент я сделала так, как нужно. Затем с бабулей мы ощипали тушки, дед опалил их, мы обдали их водой, отрезали лапки и в морозилку. Наверное, нынешним детям такая картина и в страшном сне не приснится.
На дачу мы с сестрой ездили на велосипедах и тоже без взрослых. Нам было за счастье, когда отец двоюрдной сестры нас подвозил на мотоцикле, а так - всё сами. Дорогу знали приблизительно, в лесу могли запетлять, но всегда находили дорогу к дедушке на дачу. У него был хороший домик с печкой рядом с озером Артомонное, в хозяйстве - гуси и большой участок. В двухстах метрах от домика находился пляж Березового озера, летом в будние дни народу всегда было мало, поэтому мы там с удовольствием плескались.
Зимой замерзала вода в овраге, и мы с соседями катались на картонках или на санках с горки. Санки брали самые смелые! Эмоции зашкаливали! Когда наступали сумерки, всех детей созывали по домам, я прибегала замерзшая, но такая довольная, скидывала валенки, брала деданин одеколон или просто водку и натирала руки для согрева. Вечером, когда приводили двоюрдную сестру, мы шкодили как неугомонные. Так как отхожее место было на улице, мы напяливали фуфайки и под видом нужды выходили на улицу, а там лепили снежки и бросались ими в окна соседям. Однажды, соседской бабушке Вале надоели наши выходки, она требовала, чтобы мы вышли и повинились перед ней. Мы же сидели тише воды. Когда она ушла, мы быстро нырнули в сени и с радостью, что нас не поймали, ввалились домой.
Иногда к 5-30 утра я ходила с бабушкой к соседке за молоком после утренней дойки, а возвращались мы уже навстречу огромному стаду коров и бычков. Сейчас же от стада осталось всего несколько коров.
Перед нашим домом часто проезжал угрюмый дед, что нещадно бил старую клячу, которая еле волокла ноги. В какой-то момент она не могла никак перейти реку по неудобным доскам, мы с братом с ужасом смотрели, как дед её лупит кнутом, выкрикивая бранные слова. У нас даже байка ходила, мол, провинишься, посадим в телегу к нему.
Снова наступал Новый год, я доделывала уроки в субботнее утро, услышала мамин голос - "Маша, доча, смотри, что папа купил!" Я вышла в коридор, моему взору предстал велосипед "Десна". Сколько же радости было! Но потом папа достает из пакета... целую коробку киндер-сюрпризов! Этот день я запомню навсегда, было ощущение, что счастье моё безмерно.
А помните эти коллекции бегемотиков и пингвинов? Мы меняли повторяющиеся фигурки и собирали целые коллекции.
Я любила утренние летние часы. Вставала я в районе 9 утра под ласковый бабушкин голос и запах вкусных блинов с творогом. Если мне не изменяет память, в 10-15 начинались диснеевские мультфильмы, а в 11 я уже бежала на улицу, чтобы поиграть со своим другом Андреем. Не знаю почему, но мне с детства было проще общаться с мальчишками, только в 1 классе я подружилась с двумя девочками.
В 8 вечера начинались бразильские/мексиканские сериалы, бабушка что-нибудь готовила и мы с соседями в зале смотрели "Тропиканку", "Богатые тоже плачут", "Воздушные замки" и многое другое, но главным был, конечно же, "Клон".
Наступала темень, мы снова выходили на улицу сидеть на лавочке с бабушками, слушали их сплетни, это было увлекательнейшее "шоу" после "Окон" с Нагиевым. Перед домом дедушка вытащил старый матрац на выброс, мы ложились на него и рассматривали звезды, пытаясь угадать созвездия, непременно отыскивая Медведицу. Комары жучили всё тело, мы рвали лопухи и обмахивались ими...
Помню, как щеголяла перед соседом тем, что иду в 1 класс, а он ещё маленький и станет учиться только через год. Чувствовала себя такой важной и умной.
Очень тяжело вспоминать казалось бы такие приятные моменты, счастливое детство. Наверное, если бы все были живы и здоровы, то не возникало бы этой щемящей тоски в сердце, от которой хочется рыдать, уткнувшись в подушку. Сколько воды утекло, а в душе я всё та же растерянная девчонка, идущая в первый класс, только вместо школы теперь удары судьбы, к которым совсем нельзя подготовиться...
#школа #девяностыегоды #девяностые #первыйкласс #детство90-х #ностальгияподетству #поселок #киндерсюрприз #всеживы #жизнь