Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Роберт Олдрич - самый мужской режиссер старого Голливуда, который умел снимать и женское кино

Оглавление

В конце 40-х - начале 50-х в Голливуд пришли 3 режиссера, карьера которых продолжилась до начала 80-х. Все трое снимали остросюжетное кино (вестерны, триллеры, тюремные драмы, военное кино), нацеленное в основном на мужскую аудиторию. В этом нет шовинизма. Просто когда-то аудиторию фильмов четко сегментировали и для каждого половозрастного сегмента снимали отдельно. К началу 2020-х Голливуд метит сразу во всех, и получается то, что получается. Есть ощущение, что прежний подход был значительно лучше.

Звали этих трех режиссеров: Джон Стёрджес, Дон Сигел и Роберт Олдрич. Если первые двое - классики жанрового чисто мужского кино, то с Робертом Олдричем ситуация интересней. Большую часть его фильмографии составляют круто сваренные представители мужских жанров, но при этом он регулярно пробовал силы в кино, очевидно ориентированном на женскую аудиторию. И делал это с успехом.

Ниже почти полный краткий обзор фильмографии Олдрича. Скажу сразу, не смотрел у него 4 фильма, но не упомянуть их было бы ошибкой, поэтому в статье они будут просто отмечены.

Коротко о всех 30 фильмах Олдрича

Игрок большой лиги (Big Leaguer), 1953

Режиссерский дебют Олдрича - спортивная драма (речь о бейсболе) с Эдвадом Дж. Робинсоном. Не смотрел - не осуждаю.

Апач (Apache), 1954

-2

Спорный вестерн с неоднозначным сценарием. Великий Берт Ланкастер играет роль титульного апача, скитающегося по занятой белыми территории. Ранний ревизионистский вестерн, показывающего индейца героем. Минус в том, что цензура 50-х не позволяла сделать настоящий проиндейский вестерн, поэтому фильм полон недоговоренностей.

Вера Круз (Vera Cruz), 1954

-3

Гэри Купер и Берт Ланкастер в роли двух солдат удачи воюют в мексиканской войне за независимость, думая в первую очередь о своих финансовых интересах. Отличный приключенческий вестерн. Не самый лучший фильм Олдрича, но как-то с юности люблю этот фильм. Не исключаю, что он не так хорош, как я его помню.

Мир за выкуп (World for Ransom), 1954

-4

Симпатичный нуар категории "Б". Изначально планировался для телевидения, чем и объясняется маленький бюджет. Если закрыть глаза на бюджетность, можно обнаружить симпатичный фильм, скроенных из жанровых клише, но которые в руках Олдрича работают.

Большой нож (The Big Knife), 1955

-5

После 4 условно мужских фильмов режиссер снимает свой первый женский нуар. Джек Пэланс и Ида Лупино играют отлично, но в целом фильм оставляет впечатление проходного, хоть и круто снятого.

Целуй меня насмерть (Kiss Me Deadly), 1955

-6

Скромный шедевр круто сваренного нуара. Один из тех фильмов, чья эстетика эксплуатируется многими современными творцами "нуара" о частных детективах и правительственных заговорах. "Целуй меня насмерть" - настоящий эталон "черного" фильма, место которому в палате мер и весов жанрового кино. При этом это чисто жанровая работа: Олдрич просто взял уже сделанное ранее и снял на это новом уровне.

Атака (Attack), 1956

-7

Первый из фильмов Олдрича, посвященных Второй Мировой. Локальная, но мощная история о противостоянии сурового лейтенанта и трусливого капитана, чья некомпетентность грозит подразделению гибелью. В главных ролях ветераны Второй Мировой Джек Пэланс и Ли Марвин. Вместе с режиссурой Олдрича это делает "Атаку" одним из наиболее достоверных фильмов о Второй Мировой среди снятых в Голливуде 50-х.

Осенние листья (Autumn Leaves), 1956

-8

Олдрич снова чередует мужское и женское кино. "Осенние листья" - мелодрама о старой деве (в этой роли Джоан Кроуфорд), повстречавшей молодого красавца, который оказался шизофреником. Нет, это не триллер, это мелодрама. Трудно что-то однозначно сказать об этом фильме, так как я очевидно не вхожу в ЦА (не для меня снималось), но снято и сыгранно на уровне.

Текстильные джунгли (The Garment Jungle), 1957

-9

Олдрич снимал ответ фильму "В порту" Элиа Казана. Если последний демонизировал профсоюзы, то Олдрич снимал за пролетариат. Возможно его подход оказался слишком левым для 50-х, но его со съемок уволили и завершил фильм Винсент Шерман. У "Текстильных джунглей" чувствуется мощный потенциал, все время ждешь что он выстрелит, но не выстреливает. В данном случае совершенно понятно почему.

Холмы гнева (The Angry Hills), 1959

-10

Второй военный фильм Олдрича оказался на удивление неудачным. Роберт Митчем играет американского корреспондента, ставшего обладателем ценной информацией, за которой гоняется гестапо в оккупированной Греции. Скучно и затянуто - ни экшна, ни саспенса не замечено.

Десять секунд до ада (Ten Seconds to Hell), 1959

-11

Второй военный фильм Олдрича в 1959-м - не шедевр, но отличное жанровое кино. В центре сюжета группа бывших солдат Вермахта, которые подрядились обезвреживать неразорвавшиеся боеприпасы в оккупированной союзниками части Берлина летом-осенью 1945-го. Джек Пэланс снова выдает выдающийся перфоманс.

Последний закат (The Last Sunset), 1961

-12

Компетентный, но достаточно стандартный вестерн с Роком Хадсоном и Кирком Дугласом. Несмотря на сценарий легендарного Далтона Трамбо фильм получился каким-то несбалансированным. Поднимается много тем, но ни одна из них толком не раскрывается.

Содом и Гоморра (Sodom and Gomorrah), 1962

-13

Олдрич пробует силы в популярном в 60-х жанре пеплума. Не смотрел - не осуждаю.

Что случилось с Бэби Джейн? (What Ever Happened to Baby Jane?), 1962

-14

Шедевр чисто женского триллера. Две когда-то топовые актрисы Голливуда, Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, играют практически сами себя: когда-то успешнейших знаменитостей, чья эпоха давно ушла. Специфического шарма добавляет тот факт, что Девис и Кроуфорд в реальности друг друга ненавидели, поэтому все акты психологического и физического насилия, которое они демонстрирует на экране друг в отношения друга, выглядят особенно жутковато.

Четверо из Техаса (4 for Texas), 1963

-15

Невзрачный комедийный вестерн со звездным актерским составом, от Синатры и Мартина до Экберг и Бронсона. На момент выхода, наверное, это смотрелось блокбастерно, но сейчас выглядит одним из самых устаревших фильмов Олдрича.

Тише... тише, милая Шарлотта (Hush...Hush, Sweet Charlotte), 1964

-16

Не такой известный как "Что случилось с Бэби Джейн?" фильм, но ничуть не хуже. Бетт Дэвис вновь играет не совсем психически уравновешенную старую деву, которую из-за её собственности намереваются свести с ума и ликвидировать ближайшие знакомые. Но в итоге Дэвис оказывается не такой уж беззащитной, и ближе к финалу охотники с жертвой меняются местами.

Полет Феникса (The Flight of the Phoenix), 1965

-17

Образцовый Survival Horror и возвращение на территорию сугубо мужского кино. Самолет терпит катастрофу в пустыне. Теперь для выживших встает актуальный вопрос: как спастись? На момент выхода это был самый крупный и блокбастерный проект для Олдрича, и стоит признать, что состарился он очень хорошо. В основном из-за приземленности и сурового реализма происходящего. Кроме того, в фильме есть почти жюльверновский дух приключений.

Грязная дюжина (The Dirty Dozen), 1967

-18

Вероятно самый известный как в США, так и в России фильм Олдрича. Влияние "Грязной дюжины" ощущается до сих пор: взять хотя бы "Отряды самоубийц", но до скромной и лаконичной крутости оригинала ни одно из подражаний не смогло и близко подойти. Здесь есть крепкая и уверенная режиссура Олдрича и выдающийся актерский состав (Марвин, Бронсон, Савалас, Кассаветис, а также Джордж Кеннеди и Роберт Райан с Дональдом Сазерлендом). Один из немногих удачных фильмов уходящего под натиском изменяющегося времени Старого Голливуда.

Убийство сестры Джордж (The Killing of Sister George), 1968

-19

Большинство легенд Старого Голливуда плохо пережили падение в 1967-м кодекса Хейса и связанных с ним цензурных ограничений. Олдрич смог удачно вписаться в изменившийся кинопейзаж. "Убийство сестры Джордж" - история актрисы популярной мыльной оперы, столкнувшейся с тем, что её персонажа готовятся убить, а больше нормальной актерской работы ей не светит. Нюанс в том, что (анти)героиня - активная лесбиянка, что прямо прописано в сценарии. Очень смело для своего времени.

Легенда о Лайле Клэр (The Legend of Lylah Clare), 1968

-20

Еще один фильм в жанре кино о кино. Не смотрел - не осуждаю.

Слишком поздно, герой (Too Late the Hero), 1970

-21

Олдрич возвращается в эпоху Второй Мировой, но меняет фронт с европейского на тихоокеанский. Получилось не выдающееся, но компетентное и развлекающее военное кино. Группа военнослужащих во главе с Майклом Кейном отправляется в очередную самоубийственную миссию в тыл врага. Врагом выступают суровые японцы.

Банда Гриссомов (The Grissom Gang), 1971

-22

Экранизация романа Джеймса Хэдли Чейза. Великая депрессия, средний запад, банда во главе с мамашей Гриссом похищает дочь миллионера с целью получить за неё выкуп. Сочный южно-готический триллер о стокгольмском синдроме.

Рейд Ульзаны (Ulzana's Raid), 1972

-23

Отличный ревизионистский вестерн, с уровнем экранного насилия в котором могут посоперничать разве что фильмы Сэма Пекинпа. Брутальное и депрессивное кино. Олдрич будто бы снимает продолжение своего "Апача", на что намекает даже Берт Ланкастер в главной роли. Мир изменился, и теперь режиссер может говорить и снимать, не оглядываясь на гласную и негласную цензуру. Горечь только в том, что внезапной творческой свободой гораздо лучше распорядились режиссеры нового поколения.

Император севера (Emperor of the North Pole), 1973

-24

Скрытая жемчужина фильмографии Олдрича и голливудского кино 70-х вообще. Ли Марвин исполняет одну из своих лучших ролей - короля бродяг, ездящих в товарняках в эпоху великой Депрессии. Эрнест Борнайн - инфернального проводника-садиста, отличающегося тем, что калечит или убивает всех зайцев. Очередное доказательство того нехитрого факта, что для напряженного и эффектного фильма совершенно не требуются "высокие ставки". Приземленные истории часто лучшие. Олдрич понимал этот факт очень хорошо.

Самый длинный ярд (The Longest Yard), 1974

-25

Самый коммерчески успешный свой фильм Олдрич снял уже на закате кинокарьеры. Им оказалась спортивно-тюремная комедия с нереально популярным в 70-х Бертом Рейнольдсом. Последний исполняет роль игрока в американский футбол, оказавшегося из-за своего поведения за решеткой и вынужденного участвовать в матче между заключенными и охранниками. В 2000-е вышло сразу два ремейка, с Адамом Сэндлером и Винни Джонсом, соответственно.

Грязное дело (Hustle), 1975

-26

Следующий фильм Олдрича с Рейнольдсом оказался менее удачным, как в творческом, так и в коммерческом смысле. Впрочем, менее удачный - не значит плохой.

Последний отблеск сумерек (Twilight's Last Gleaming), 1977

-27

Отставной американский генерал в исполнении Берта Ланкастера захватывает пусковую шахту стратегических ядерных ракет и угрожает произвести запуск, если президент не опубликует тайные документы о причинах войны во Вьетнаме. Наивный, но хорошо снятый триллер. Большую часть фильма занимают разговоры в закрытых помещениях, но есть в этом своеобразный ретро-шарм.

Мальчики из хора (The Choirboys), 1977

-28

Комедия о самодеятельности служащих одного полицейского участка. Не смотрел - не осуждаю.

Фриско Кид (The Frisco Kid), 1979

-29

Комедийный вестерн с Джином Уайлдером и Харрисоном Фордом. И у Форда, и у Уайлдера есть роли значительно сильнее. Есть и комедии смешнее, и вестерны вестерновее.

...все куколки (...All the Marbles), 1981

-30

Завершил карьеру Олдрич, однако, на мажорной ноте. Во-первых, комедией. Во-вторых, действительно забавной. Не гомерически смешной, но забавной и неглупой. Питер Фальк играет роль менеджера двух рестлерш в Америке начала 80-х. Фактически получился роуд-муви - герои разъезжают по американскому захолустью в поисках букинга и попадают в процессе в ситуации разной степени комичности.