Где я потерял мотивацию? Что мне помешало достичь цели? Как действовать дальше?
На эти и многие другие вопросы отвечает рефлексия. По мнению экспертов ЦНОИ, рефлексивное обучение - одна из самых эффективных и инновационных педагогических технологий на сегодняшний день.
В процессе рефлексии мы обращаем внимание на своё (или чужое) мышление и поведение, приобретённые знания и совершённые поступки.
Благодаря качественной рефлексии можно извлечь пользу даже из «неудачного» занятия. Ведь она помогает осознать, какие форматы вам не подходят и как избежать этой ошибки в будущем.
Кандидат педагогических наук В.А. Метаева выделяет несколько рефлексивных методик:
- диалоговые методики
Сюда можно отнести методики, которые построены на диалоге и предполагают авторское высказывание и его понимание. В основе данных методик лежат фазы сложной коммуникации, или дискуссии. Главным условием возникновения диалога является выслушивание авторского высказывания, постановка вопросов на уточнение или понимание сказанного. Без понимания не возникает диалога, возражение без понимания рождает бессмысленный спор, в котором не возникает новое знание.
- интерактив
Интерактивные занятия реализуются в различных форматах игр, в дискуссиях. Наиболее эффективны среди них с точки зрения рефлексивного метода — развивающие игры, построенные по типу организационно-мыслительных.
- формирование социально-профессиональных компетенций методом case study
Этот метод построен на анализе определённых ситуаций, на которых слушатели учатся избегать ошибок, допущенных другими в практической деятельности. Данная методика даёт возможность включать такие элементы рефлексии, как анализ и нормирование. Методика решения кейсов учит извлекать общие выводы из частных примеров, формирует навык практического пользования общими правилами и приемами.
- рефлексивная дискуссия
Это методика, при которой одна группа предлагает проект, другая предлагает альтернативные пути его оптимизации, третья дает конструктивные дополнения для его развития. В течение занятия группы меняются ролями, что позволяет отрефлексировать позицию и авторов, и критиков, обогатить содержание и обрести опыт культурных взаимодействий и рефлексии различных видов деятельности.
- рефлексивные игры
Рефлексивные игры – это приобщение участников к демократическому образу поведения, обучение психотерапевтической разрядке групповой напряженности, стимуляция глубинных ассоциаций. Игры призваны усилить обучающий эффект тренинга.
- рефлексивно-инновационный семинар
Во время семинаров участники имеют дело не только с проблемами, но и с новыми, неизвестными в деятельности и ситуации факторами. При этом они учатся работать с неопределенностью высокого порядка и анализировать основания и механизмы своей деятельности, осуществляемой в этой неопределенности.