☞ Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Частенько мне пишут вот такое:
Макс! Меня лейбл просит прислать немастеренный трек с хэдрумом в -6дб, но что это — я хз. Помоги!
Чтобы постоянно не отвечать одно и тоже, пожалуй, я отвечу здесь и буду ссылаться на эту статейку)) Не буду грузить терминологией, объясню суть.
Headroom — по сути это запас свободной динамики трека, созданный с целью комфортной работы и обработки для того, кто будет делать мастеринг или просто максимизировать уровень.
Нужен он для того, чтобы:
- во-первых, качество трека было в исходной динамике и не тронутой никакой обработкой на мастере.
- во-вторых, этот запас нужен для корректной работы, например, мастер-компрессора и других, в особенности динамических, приборов.
Если трек был сжат мастер-лимитером, то особо с ним уже ничего не сделаешь. Динамика сплющена и ни о какой дополнительной компрессии, как и вообще о любой более-менее значимой обработке, речи идти не может. То-есть, если мы присылаем мастеринг-инженеру (лейблу) сплющенный материал, то руки у них связаны и ничего адекватного они с этим материалом уже сделать не могут.
Именно поэтому лейблы и другие ребята просят «unmastered -6db headroom»
Что значат все эти буквы? :)
«Unmastered»
— подразумевает чистую версию трека без какой-либо обработки на мастере. Тупо выключаете всё что есть на мастере (кроме креативных эффектов) и всё, -вот вам unmastered версия.
«-6db headroom»
— это значит, что динамический запас, он же headroom, должен быть 6 dB. Так как мы работаем в цифре и отсчёт идет от 0 в минус, то это -6 dB. По сути это некий «зазор» свободной динамики между 0 и -6 dB. То есть, кратковременные пики, которые выскакивают в данном случае за -6 dB, не будут давать перегруза и клиппинга.
Как сделать «unmastered -6db headroom» версию трека?
Шаг 1. Выключаем всю обработку на мастер-канале.
Как я и писал, кроме креативщины, если она есть.
Шаг 2. Циклируем кульминацию.
После того как выключили все на мастере циклируете самый громкий, насыщенный, густой и плотный участок трека. Скорее всего это дроп, припев, кульминация и т.п. Отстраивать headroom нужно именно по самому насыщенному участку, потому что если он звучит в -6дб, то все что менее насыщенно будет точно не выше этого значения.
Шаг 3. Уменьшаем громкость до нужного уровня.
Включаете любой анализатор уровня (я использую встроенный анализатор Izotop Ozone) и делаете весь мастер тише, пока пиковое значение анализатора не будет около -6 dB.
Важно! Смотрим именно PEAK, а не RMS.
Я делаю тише уровень входящего сигнала в самом Ozone, мне так удобней, главное чтобы вся обработка в плагине была выключена.
Еще раз! Здесь мы должны подобрать громкость так, чтобы уровень сигнала был не выше: -6 dB по пикам (не по RMS) в самом громком участке.
Это не означает, что мы должны поставить ручку мастера в -6 dB. Нет, это не даст -6 dB по пикам. Смотрим именно на анализатор. Значение уровня фейдера на мастере нас вообще не интересует. Иногда пики могут выходить немного за -6 dB, не пугайтесь, это нормально.
В итоге чтобы получить -6 dB headroom, мне пришлось сделать тише входящий сигнал на -11,5 dB. Это в данном треке, в другом треке цифры могут быть другие. Поэтому они нам и не важны, а важно только значение пиков на выходе.
Ну вот и всё! Наш не понятный «unmastered -6db headroom» оказался простым и дружелюбным))
Да, еще пару моментов:
- Не нужно ловить идеальные цифры, в нашем случае не нужно чтобы пики были ровно в -6 dB. Достаточно близких цифр: -5.7; -6.2 и т.п. Залипнуть в перфекционизм тут можно на долго))
- Разные анализаторы скорее всего будут показывать разные значения, так как используют разные алгоритмы и стандарты анализа. Это важно учитывать если цифры разнятся.
Всем хороших хэдрумов, крутых миксов и успехов :-)
Автор: Макс Хожаинов