Буквально в прошлом посте Впритык! Сколько метров нужно человеку для комфортной жизни? рассказывали где и почем в Москве можно купить супермалогабаритное жилье, а сегодня подогнали матчасть.
В 1895 году на свет появился Лазарь Зиновьевич Чериковер, знаменитый архитектор, имя которого часто ассоциируют с пресловутыми «хрущевками», отлично знакомыми практически любому жителю постсоветского пространства. Несмотря на десятки масштабных проектов (включая несколько стадионов в Москве, Минске, Харькове и Воронеже), современникам Чериковер запомнился в первую очередь как один из создателей концепции советского физиологического минимализма. В основу идеи были положены исследования, проведенные немецкими социал-демократами еще в 70-е гг. XIX века.
Окончив с отличием Архитектурный факультет МГТУ, а также известную архитектурную мастерскую Бориса Великовского, до Великой отечественной Чериковер успел поработать на самых разных должностях (в том числе в Академии архитектуры СССР). Как утверждают историки, расцвет Чериковера как архитектора-практика пришелся на 30-е годы.
«Партия сказало «Надо!»
А уже несколько лет спустя, после войны перед советскими зодчими встала новая, крайне непростая задача. Стране понадобились десятки миллионов квадратных метров жилья, которое предстояло построить в рекордные сроки, да еще и на фоне крайне тяжелой экономической и социальной ситуации. Соответственно, это должно было быть дешевое, функциональное и быстровозводимое жилье.
Следующим этапом стал приход к власти Никиты Хрущева, пообещавшего подарить каждой советской семье по отдельной квартире. Так на смену просторным довоенным «сталинкам» (многие из которых к тому же были повреждены или разрушены во время войны) пришли тесные и откровенно малопривлекательные «хрущевки».
Как это выглядело на практике
Вот лишь некоторые расчеты, выполненные Лазарем Чериковером. Согласно им, с точки зрения физиологии человеку достаточно следующего пространства.
- 45-50 см для того, чтобы умыться.
- 90-110 см для того, чтобы вытереться полотенцем (сидя и стоя соответственно).
- 75-85 сантиметров для того, чтобы снять обувь.
- 90 см для того, чтобы погладить белье.
В придачу к этому Госпланом были проведены подробные расчеты, определяющие потребность советского человека в одежде, а также других вещах и домашней утвари. Была составлена подробная таблица всех видов действий, которые человек может совершать, находясь в собственном жилище. Именно эти расчеты были заложены в первые проекты домов-хрущевок, а затем неоднократно откорректированы.
Несложно догадаться, что «сухие» цифры на бумаге крайне редко соответствовали жизненным реалиям. И такое событие, как рождение детей или съезд на ПМЖ с пожилыми родственниками фактически сводило на нет все усилия сотрудников Госплана, а также проектировщиков, которым довелось работать с расчетами Лазаря Чериковера. Впрочем, учитывая тот факт, что миллионы семей жили на тот момент в перенаселенных коммуналках (а иногда и бараках), малогабаритная, но своя собственная квартира выглядела в глазах советского человека послевоенных лет настоящим счастьем.
Десятилетия спустя
Современные приверженцы минимализма говорят, что именно в нем кроется ключ к счастью. Насколько это справедливо в случае с квартирным вопросом – каждый решает для себя сам. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: тенденция к эффективному использованию жилого пространства набирает обороты с каждым годом. На смену малофункциональным хрущевкам, построенным на основании расчетов Чериковера, пришло современное малогабаритное жилье, и оно мало чем напоминает своих предшественников.
Самый яркий пример – так называемые смарт-квартиры, малогабаритные студии, в которых до мелочей продуман и функционально обустроен буквально каждый квадратный метр. Здесь нет длинных коридоров и больших холлов, по которым можно «ездить на велосипеде». Ключевой архитектурный принцип – рациональное использование пространства. Еще одна отличительная черта – свободная планировка с отсутствием внутренних несущих стен и объединенным пространством, позволяющая жильцу легко обустроить квартиру в соответствии с собственными нуждами и предпочтениями.
Кому-то может показаться, что компактная квартира – далеко не лучшая альтернатива на рынке недвижимости. В то же время, малогабаритное смарт-жилье имеет много плюсов. Например, здесь нет «мертвых» участков, по сути, не несущих в себе никакой практической пользы для жильцов, но при этом удорожающих оплату коммунальных счетов. Важно то, что площадь такой квартиры уменьшается именно за счет нефункционального, а не полезного пространства (как это часто делалось во времена советского прошлого). Разумеется, многодетная семья вряд ли с комфортом разместится в студии или компактной «умной» квартире. А вот для современного горожанина или молодой пары с ограниченным бюджетом это более чем подходящий вариант.
Интересный факт: популярность открытых европланировок среди покупателей снизилась с введением локдаунов. На фоне длительной самоизоляции и необходимости работы из дома для многих людей стало очевидно, что небольшая квартира с двумя-тремя комнатами лучше большой студии или «однушки». Впрочем, девелоперы уверены, что в ближайшем будущем покупатели не откажутся от квартир-студий поскольку их планировки функциональны с точки зрения современной жизни.
Еще одна тенденция, наблюдаемая сегодня – сокращение собственной жилплощади на фоне стремительно растущих общественных пространств. Так, в современных городах увеличивается количество коворкингов и коливингов. Кто-то может сказать, что коливинг – всего лишь своеобразная отсылка к советским коммуналкам. Но если в те же 1950-е проживание в коммунальной квартире было обусловлено необходимостью, то сегодняшние коливинги – это во многих случаях, скорее, жизненная философия. Впрочем, как и сам минимализм – в том числе физиологический, за который еще в середине ХХ века ратовал советский архитектор Лазарь Чериковер.