Найти тему
Александр Соловьëв

Очередная оптимизация образования

Система образования в России поделена между двумя министерствами: Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения. Оба министерства опубликовали стратегии цифровой трансформации до 2030 года. Документ, опубликованный Министерство науки и высшего образования более «рамочный», он содержит 5 направлений и 7 программ. Министерством просвещения представлен более конкретный «Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Не смотря на то, сколько копий было сломано о так называемый «дистант» в период действия ограничительных мер, представленные этими министерствами стратегии, дают четко понять, что от дистанционного образования отказываться никто не собирается и оно прочно войдет в нашу дальнейшую жизнь. Кроме того, в документах масса таких фраз, как «маркетплейс программного обеспечения», «образовательный контент», «цифровой помощник», «цифровое портфолио». Все эти фразы говорят больше о коммерсанализации отрасли образования, чем о ее развитии.

-2

Подтверждений этому тезису хватает и в самих документах, так, например, в паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» говорится о том, что закупка бумажных учебников – это большие затраты для государства. То есть ключевой критерий – это не вес учебников, ни удобство использования, ни содержание, а именно цена вопроса. 

-3

Отдельного упоминания заслуживает разрабатываемый сервис «Цифровой помощник учителя», который предполагает автоматизировать проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (а по оценке стратегии, к 2030 году их будет более 50%), и планирование рабочих программ за счет внедрения искусственного интеллекта (ИИ). За красивой формулировкой «искусственный интеллект», скорее всего, скрывается алгоритм, который просто сверяет выполненную работу с эталонным образцом. И если в этом случае вопрос скорее в качестве реализации и в том, как будут разбираться ошибки преподавателем и будут ли вообще, то вот реализация планирования рабочих программ ИИ вызывает большие сомнения.

-4

Довольно много внимания уделяется идее значительного повышения доли самообразования и саморазвития, при чем, почему то, именно для школьников, а не студентов. По мнению авторов паспорта стратегии «Цифровая трансформация образования», ученики школ должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу. Ну, то есть, остается чистой воды образовательная услуга, от педагогической деятельности государство предлагает абстрагироваться и учителям и, видимо, родителям, оставив вопросы формирования личности в руках школьников. Наверно, расчет на то, что если школьнику что-то не понятно, то он сам спросит. Не спросит.

  • Во-первых, потому что этому как раз и учили в школах, это не настолько очевидное действие, каким кажется.
  • Во-вторых, потому что, в совокупности с дистанционным и электронным образованием, новая система минимизирует очное общение в коллективе, формируя одиночек, зависимых от электронных систем.

«Цифровая трансформация» грозит обернуться новой волной трансформации школ, что вызывает опасения в образовательном сообществе, профильных профсоюзах, а также в партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду». Кроме угрозы занятости учителей и снижения качества образовательной отрасли, для РФ многие задачи стратегии являются просто нереализуемыми в связи с отсутствием в 63% школ скоростного интернета. Ну а в Москве, где потребность в социальной инфраструктуре и так рассчитывается по непонятным критериям, дополнительная цифровизация чревата снижением и без того скудных планов строительства образовательных учреждений. В ответах Департамента образования, существующая социальная инфраструктура не только всегда способна удовлетворить все потребности жителей Москвы, но и имеет внушительные резервы. Однако ситуации, при которых обращения граждан о проблемах с устройством ребенка в школу или детский сад, прямо говорят об обратном. Кроме того, темпы строительства социальной инфраструктуры явно не поспевают за темпами коммерческого строительства жилой недвижимости.

-5

На мой взгляд, цифровая трансформация нужна для автоматизации внутренних бюрократических процессов, например, таких как формирование отчетности. Образование же, по-возможности, должно быть очным. Как минимум потому, что образование – это не только учебный процесс, но и приобретение основных социальных навыков, принципов работы в команде и жизни в обществе. 

#СправедливаяРоссия #СР #Образование #Цифроваятрансформация #Дистант #Оптимизация #Цифровизация