Жизнь современного среднестатистического человека наполнена магией не меньше, чем жизнь наших пещерных предков.Древний человек, пользуясь огнём, объяснял горение головешки волей божественной силы, так и человек двадцать первого века , пользуясь техникой, редко задумывается о том,как она устроена, уповая на прогресс.
Кино давно стало частью нашей жизни, чудным братом-близнецом нашей реальности.Оно влияет на умы людей, передает эмоции и просто позволяет хорошо провести время.Но что было до того,как кино смогло обрести такую силу и что мы действительно знаем о природе и истории развития великой иллюзии?
" Сначала были Люмьеры,- ответите вы,- потом черно-белые кадры,потом появился цвет..."
На самом деле кино начало развиваться намного раньше и происходило это нелинейно.
Первые попытки зафиксировать движение обнаружили в пещере Альтамира( Испания). У некоторых животных можно увидеть больше четырёх ног в разных фазах движения, так художник изображал стремительный бег зверя.
Следующим прообразом был театр теней, зародившийся в Китае свыше 1700 назад.Для представления отрисовывались фигурки людей, а их тени-плоские изображения играли на белом холсте. Не правда ли похоже на современную мультипликацию?
Однако это были отдаленно похожие явления. Первое приспособление для фиксации движения описывают последователи китайского философа Мо-цзы в своих трактатах.Это была камера-обскура,простейший оптический прибор,позволяющий получить перевёрнутое изображение объекта. Представляет собой тёмный ящик или комнату с отверстием в одной из стенок.
Джованни Фонтана, предшественник Леонардо да Винчи находил много общего между камерой-обскурой и человеческим глазом и использовал этот аппарат для зарисовок с натуры.
В 1686 году Иоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру,оснащенную зеркалом, расположенным под углом в 45 градусов, что позволило проецировать изображение на матовую горизонтальную пластину.
Следующим этапом в развитии стал волшебный фонарь. Изначально он использовался учёными,но позже стал применяться для развлечения публики.Образы проецировались на клубы дыма, скрывающие фонарь от глаз зрителей или на ящики из прозрачной материи.
Позднее фонари получили большее распространение, выступления начали давать на ярмарках,выставках, в театрах варьетте. Репертуар был достаточно разнообразен: адаптировались произведения классиков(Шекспир, Вальтер Скотт), прибегали к социальной тематике, что сделало фонарь средством массовой информации. Можно сказать, что этот аппарат подготовил публику к восприятию кинематографа.
Для рождения кино требовалось решить ещё несколько проблем. Одна из них - персистенция (восприятие человеческим глазом последовательных событий как непрерывных)
Именно на этом принципе и устроен кинематограф- наш мозг соединяет отдельные кадры в одно слитное полотно, однако чтобы глаз успел захватить детали,нужно периодически останавливать плёнку. Это означало, что необходимо было действие двух противоположных процессов: стремительного прокручивания плёнки и её регулярной остановки.Выход был найден случайно. Учёный сидел в кафе и увидел окна,задёрнутые жалюзи. Он заметил, что экипаж, попадающий в просвет кажется неподвижным. По этому примеру был создан обтюратор, на кратчайший миг прекращающий вращение пленки.
Вторая проблема состояла в том, что первые фотографические процессы из-за недостаточной светочувствительности были непригодны для кинематографа.Лишь после изобретения в 1871 желатиносеребряной эмульсии стала возможна моментальная съемка движущихся объектов,позволяющая фиксировать перемещение.
14 апреля 1894 года открылся первый салон Эдисона Кинетоскоп Парлор, но это уже повод для другого рассказа, рассказа о том, как изобретатели по всему миру соревновались за звание первого изобретателя кинематографа.