Найти тему
Anrelony

Хозяева и рабы денег! Часть 2.

В древней Западной Африке на протяжении многих веков в качестве денег использовались бусы «аггри», небольшие декоративные стеклянные бусины. Эти бусины неясного происхождения служили средством передачи богатства между людьми в торговле (как деньги) и между поколениями (как приданое или фамильные драгоценности). Когда в XVI веке в Африке появились европейцы, они быстро поняли, что бусы аггри высоко ценятся местными жителями. Поскольку стекольные технологии в Африке в то время были примитивными, изготовить такие бусы было непросто, и потому они были надежно дефицитными по отношению к другим товарам — это денежное свойство поддерживало их рыночную стоимость.

В Европе технология производства стекла была намного более развитой и позволяла дешево производить поддельные бусины, практически идентичные африканским аггри. Пользуясь открывшейся им экономической возможностью, европейцы вскоре начали организовывать экспедиции в Западную Африку, перевозя в огромных количествах практически неотличимые от африканских бусы, изготовленные в стекольных мастерских Европы. Эта схема была одной из первых масштабных операций по подделке денег в мире. То, что последовало за этим безобидным на первый взгляд экспортом стеклянных бус, было многолетним разграблением африканских богатств, природных ресурсов и, в конечном счете, человеческого времени.

Трюмы многих европейских кораблей, прибывавших к берегам Африки, были доверху набиты стеклянными бусами, и местные жители охотно обменивали свои тяжким трудом заработанные активы на то, что они принимали за драгоценные бусы аггри. Десятилетиями европейцы грабили африканцев, вывозя реальные активы в обмен на фальшивые бусы. Этот медленный криминальный эпизод искалечил африканское общество на века вперед. Позже бусы аггри еще стали называть «рабскими», поскольку некоторые из обнищавших и отчаявшихся африканцев в итоге вынуждены были продавать себя или других в рабство европейским узурпаторам. Рабские бусы — одна из многих денежных систем в истории, используемых фальшивомонетчиками как оружие, — стали важным инструментом многовековой трансатлантической работорговли.

По жестокой иронии истории, корабли, прибывавшие в Африку с трюмами, набитыми (поддельными) бусами аггри, позже отправлялись к европейским и американским берегам с драгоценным человеческим грузом. Бесчеловечные и непростительно педантичные хозяева этих невольничих судов набивали трюмы рабами так же плотно, как до того стеклянными бусами, использовавшимися для их покупки.

-2

К сожалению, это разграбление богатств не было единичным историческим эпизодом. Еще одной формой денег, использовавшейся в древней Африке, были полоски ткани, хорошо зарекомендовавшие себя в качестве средства расчетов за столетия торговли с прибывавшими с севера мусульманами. Местные африканские племена вскоре начали производить такие полоски ткани, в просторечии известные как «пáнос» (panos), однако были вытеснены португальцами, использовавшими более эффективные методы производства. За этим последовало установление извращенного экономического соглашения, в рамках которого португальцы использовали пáнос для покупки африканских рабов, которых затем заставляли работать на производстве тех самых полос ткани, через которые и была украдена их свобода. Как описывал эти ужасные торговые отношения шотландский историк Кристофер Файф,

«Некоторые из рабов были ткачами по профессии и ткали из хлопка деревенские ткани — так же, как они это делали на материке. Были введены новые сложные узоры североафриканского типа, и с середины XVI столетия пáнос [полосы ткани] из Кабо-Верде регулярно экспортировались в Гвинею, где обменивались на рабов».

Привлеченные практически неограниченным потенциалом прибыли, португальские производители пáнос вскоре создали спонсируемую государством монополию под названием Grão-Pará e Maranhão, санкционировавшую хранение и торговые операции для всех финансовых потоков, деноминированных в пáнос. Эта компания навязала использование пáнос для уплаты налогов, заключения контрактов на работорговлю и найма солдат. Приводя только один подобный неслучайный пример из сегодняшнего дня, это напоминает, как правительство США навязывает использование доллара для сбора налогов, в качестве платежного средства, в качестве номинальной валюты для контрактов на нефть (современное энергетическое рабство) и в качестве международной резервной валюты, обеспечивая для себя и своей валюты непомерные привилегии.

События, поразительным образом напоминающие истории с бусами аггри и пáнос, разыгрываются сегодня во всей мировой экономике: доллар США в вашем кармане, который стоил вам так дорого, только недавно был массово произведен американским правительством буквально «из ничего» одним нажатием кнопки. Точно так же, как европейцы, имевшие доступ к превосходной технологии производства стекла, которая давала им возможность подделывать деньги по низкой себестоимости, или португальцы, монополизировавшие производство пáнос, центральные банки обладают эксклюзивной привилегией производить деньги с практически нулевой себестоимостью, что позволяет им по собственному усмотрению изымать благосостояние у всех пользователей долларов. Хоть и не так очевидно и откровенно жестоко, но центральные банки сегодня используют те же методы отъема, что и коварные европейцы против ничего не подозревавших африканцев когда-то.

Истории с бусами аггри и пáнос содержат важные уроки для обществ, страдающих сегодня от центральных банков: те, кто монополизирует производство денег, де-факто превращаются в предприятия по подделке денег, навсегда крадущими человеческий труд. Когда силы свободного рынка становятся объектом манипуляций, производители приобретают асимметричную способность устанавливать цены без учета предпочтений потребителей, тем самым превращая экономические демократии в диктатуры, а свободу — в тиранию. В отношении денег это означает, что монополисты получают возможность приобретать на рынке человеческое время (или рабочую силу) по несправедливой цене. Иначе говоря, денежные монополисты обладают возможностью красть человеческое время, и эта власть фактически приравнивает их к рабовладельцам.