Найти тему
Лицей

Как родителям понять, какие способности есть у ребёнка?

Фото Pixabay
Фото Pixabay

На этот вопрос отвечает известный петрозаводский педагог Нина Кордова, обучающая детей по своей авторской программе.

— Как, по-вашему, можно определить, к чему лежит душа ребенка?

— В первую очередь душа ребенка должна лежать к людям. Если говорить об увлечениях, то главное — дать возможность увидеть то, к чему душа может лежать. Музыканты, художники часто ведут ребенка по своему пути. И он действительно становится виртуозом. Но они лишают его возможности попробовать себя в детстве в другой деятельности. Вдруг он стал бы великолепным чтецом или хорошим руководителем?

Родителям нужно понимать: чем шире круг занятий ребенка, тем у него больше возможностей проявить себя.

— Если у родителей нет возможности водить ребенка на занятия, как понять, какие у него способности?

— Есть выставки, музеи, спектакли, концерты. Ребенку нужно как можно больше показывать, гулять с ним.

Спешить учить дошкольника читать и писать не стоит, это в последнюю очередь.

Известно, что 5 — 7 лет — это рисовальный возраст.

— Сколько минут должно длиться занятие у дошкольника?

— Зависит от возраста. Пятнадцать минут, максимум полчаса.

Дети часто демонстрируют нестандартное отношение к событиям, к языку. У них на все своя точка зрения, иногда удивляюсь, почему ни одному взрослому это не пришло на ум. Ну а вундеркиндов в наше время очень много, особенно среди детей 5 — 7 лет. Однажды в моей группе из 12 человек было три Миши. Один в 5 лет сочинил поэму. Его стихотворные загадки были ничуть не хуже, чем созданные признанными поэтами, а переводы с английского потрясали стилем, слогом и близостью к тексту.

Второй Миша не только имел литературный дар, но и был невероятно одарен в рисовании. Третий Миша в 6 лет решал задачи 9 класса. У всех троих была колоссальная поддержка со стороны родителей.

Судьба у них сложилась по-разному. Первый Миша проучился в трех вузах, но в конце концов приобрел рабочую специальность и поражает коллег творческим подходом к рутинной работе и искрометными эпиграммами. Второй Миша в подростковом возрасте увлекся биологией, медициной и стал хорошим врачом. Третий Миша в 15 лет окончил университет. Сейчас он в области программирования, как говорят, впереди планеты всей.

Считаю всех детей способными. А чтобы вырос талантливый, нужна поддержка со стороны семьи и просто со стороны.

Даже такая мелочь, как мебель, должна учитываться. Задатки, способности, талант, гениальность — наверное, ступеньки выстраиваются в таком порядке.

Психологи разработали примерную таблицу, по которой можно определить способности ребенка. На нее и ориентируется Нина Кордова

Характеристика ребенка

Сфера деятельности, в которой проявляются способности

Интеллектуальная — наблюдателен, разносторонне любознателен, имеет исключительную память, охотно и легко учится, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, умеет хорошо излагать свои мысли.

Математика — проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов, проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании цифр и знаков, с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание — внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам.

Сфера творческого или продуктивного мышления — чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей), часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей, способен продуцировать идеи или находить оригинальные решения.

Сфера общения и лидерства — легко приспосабливается к новым ситуациям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или занятиями других детей, с легкостью общается с детьми и взрослыми, дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Изобразительное искусство — проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, осознанно строит композицию картин или рисунков, его работы отличают отменная композиция, конструкция и цвет.

Музыка — проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает.

Подготовила Анастасия Ермашова

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею, чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей" !