Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Техосмотр на самом деле не отменили. Сколько он будет стоить, и какой штраф за его отсутствие может быть уже осенью?

Среди автовладельцев активно обсуждается тема с якобы отменой техосмотра для личных автомобилей с 22 августа 2021 года. Почему я говорю "якобы"? Дело в том, что на самом деле техосмотр никто не отменял, и рядовые автовладельцы опасно заблуждаются на этот счет, что в конечном счете может стоить уже им большого количества нервов и денег.

Раскладываю все подробно, по хронологии.

Исторически, первые инструментальные проверки автомобилей тогда еще в СССР, были введены в далеком 1936 году по решению наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Талоны техосмотра появились в нашей стране в 1964 году, в оформлении участвовали сотрудники ГАИ/ГИБДД.

В 2011 году ГИБДД была устранена от процесса техосмотра, который перешел целиком в частные руки. Талоны техосмотра сменили диагностические карты, наличие которых стало необходимым по закону условием для оформления полиса ОСАГО.

Диагностические карты выдаются в сервис-центрах и пунктах ТО (часто - совмещенных с разными автосервисами) после инструментальной проверки автомобиля по большому количеству параметров. Только тормозная система, например, должна инспектироваться по 11 параметрам на соответствие требованиям Технического регламента ТС. Но слово “должна” тут приведено не случайно. По факту оформление ДК до марта 2021 года было простой фикцией, в которой важнее всего была оплата.

Другими словами, спрос родил предложение - в стране старый автопарк, средним возрастом в 14-15 лет, мизерные у большинства людей зарплаты или пенсии, и приводить автомобиль фактически в состояние нового, согласно требованиям ТР ТС, денег у народа нет. В итоге операторы техосмотра просто стали продавать ДК всеми возможными способами - с имитацией осмотра или без нее. Стоимость такой ДК составляла официально около 500р согласно тарифам на инструментальную проверку авто и бланк; Без осмотра ее продавали с минимальной наценкой, от 800 до 1000 рублей. При этом даже ехать никуда не было нужно - скан ДК присылали по ватсапу или телеграму. Оригинал не требовался для оформления полиса ОСАГО - достаточно было номера и данных, внесенных в базу РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Разумеется, такая простота покупки валидной ДК повлияла на то, что 85% всех ДК в России оформлялась без фактической инструментальной проверки. Назревала реформа в области техосмотра, первые законопроекты были приняты Госдумой уже в 2019 году. Цель реформы - исключение возможности покупки и продажи ДК.

Первым реальным шагом стало изменение процедуры ТО (закреплено в законе «О техническом осмотре транспортных средств» (170-ФЗ)): диагностические карты должны были перевести в электронный вид; ввели фотосъемку самого ТО, увеличили штрафы для операторов ТО, торгующих ДК, в КоАП введен штраф в 2 тысячи рублей для водителей за езду без ТО. Новая процедура должна была быть введена в 2020 году, но из-за пандемии ее старт перенести на март 2021 года. Также изменили периодичность ТО, сделав его более редким - для новых авто раз в 4 года, от 4 до 10 лет - раз в 2 года, и лишь на авто старше 10 лет ТО надо проходить ежегодно.

Несмотря на то, что формально вроде бы ничего не изменилось - ну подумаешь, будут делать фото при и так обязательном ТО, которое теперь еще и можно проходить пореже, но для большинства автовладельцев изменилось абсолютно все, ведь они и так не собирались проходить техосмотр честным образом. В похожей ситуации оказались и …сами операторы ТО, которые готовы были изначально лишь “барыжить” ДК направо и налево, а не проводить реальный техосмотр для сравнимого количества автомобилей.

Возникла патовая ситуация - пройти техосмотр честным образом по новым правилам оказалось для водителя практически невозможно просто по причине огромных очередей на пунктах ТО. Масла в огонь подлили эксперименты журналистов по честному прохождению ТО на почти новых машинах обслуживаемых у официальных дилеров - завернули всех.

Через какое-то время ситуация стала понятна и в правительстве. Действие существующих на руках у водителей диагностических карт, выданных до 1 февраля 2021 года, с 1 марта (предполагаемой даты введения новых правил ТО) было продлено на семь месяцев, до 30 сентября 2021 года. Предполагалось, что к этому моменту все технические проблемы у операторов ТО будут устранены, и они развернут соответствующие мощности для проведения техосмотра. Данное решение премьера Мишустина было закреплено поправками к постановлению правительства №440 от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».

Вместе с тем, специалисты и законотворцы усомнились, что и после этой даты (1 октября 2021 года) мощности пунктов ТО будут достаточны, чтобы проинспектировать с фотографиями и внесением в базу весь российский автопарк. Ведь и без того невеликое количество пунктов ТО (5000 на всю страну) сократилось до 2000 во время пандемии. Напоминаю, всего в России около 54 000 000 автомобилей, из них 45 миллионов - легковушки

В итоге 15 июня 2021 года Госдума приняла в третьем чтении поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО». Поправки закрепили новое положение - теперь для покупки полиса ОСАГО диагностическая карта не нужна.

Но это совсем не значит, что техосмотр отменили. Просто чтобы не генерировать волну народного гнева, решили не создавать людям проблем с покупкой полисов - чтобы автовладельцы не стали ездить не только с “левой” ДК, но и с “левым” полисом или вовсе без него.

Вместе с тем, если ваша диагностическая карта истекла, и вы по новому закону купили полис ОСАГО после 1 октября 2021 года без прохождения техосмотра, то вас ждет небольшая передышка. До 1 марта 2022 года, когда будет введен в действие новый КоАП.

С этого моменте в законе появится штраф за отсутствие ДК, который вам сможет выписать любая камера контроля скорости или разметки, действующая в автоматическом режиме!

Штраф за отсутствие ДК с 01.03.2022 будет выписан по статье 12.5 КоАП, дополненной вот таким пунктом специально для таких случаев:

1.1. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, - влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Таким образом, не спешите радоваться якобы “отмене техосмотра”. На данный момент все говорит о том, что хотя полис ОСАГО вы купить сможете, за отсутствие ДК вскоре заплатите кучу денег. Таким образом, от прохождения техосмотра вам никуда не уйти, и проходить его придется по новым правилам. Или - вновь искать лазейку.

Если просто поискать по словосочетанию “купить диагностическую карту”, то вылезают сотни предложений. Дельцы обещают ДК с проведением по базе РСА в среднем за 2000 рублей, при этом вы присылаете фотографии авто с определенного ракурса, и они, видимо, редактируются в фотошопе (вставляются в интерьеры пункта ТО?) и заливаются в базу.

Скриншот из телеграма продавцов незаконных, якобы "проведенных по базе" ДК. Не исключено что это мошенники. Пользоваться подобными услугами категорически не рекомендую.
Скриншот из телеграма продавцов незаконных, якобы "проведенных по базе" ДК. Не исключено что это мошенники. Пользоваться подобными услугами категорически не рекомендую.

Собственно, именно по этой причине, видя несуразность нахождения контроля за техосмотром и выдачей ДК в частных руках, высокий уровень коррупции в этой системе, МВД и выступило с предложением вообще сделать техосмотр для частных автомобилей вообще добровольным. Предложение предлагает внесения изменений в ФЗ 170 "О техническом осмотре" и 196 "О безопасности дорожного движения", но пока до принятия этого на законодательном уровне еще далеко.

Понимая, что ситуация шаткая, и вот-вот огромные деньги могут уплыть из бизнеса операторов ТО, комитет Совета федерации по экономической политике выдвинул противоположное предложение (в документе за подписью сенатора Андрея Кутепова):

  • Сохранить обязательный техосмотр, ужесточив действующие правила.
  • Перенести начало введения штрафов за отсутствие ДК на 01.10.2021
  • Обязать водителей возить с собой оригинал ДК, за его отсутствие штрафовать на 500 р по статье 12.3 (отсутствие при себе необходимых документов). Таким образом, водитель может собрать джекпот - штрафы от инспектора и камеры одновременно, причем каждый день.

При этом операторов, которых поймали на мошенничестве с продажей ДК, согласно данному предложению, будут сразу отключать от Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Также предлагается внести поправки в законы «О рекламе» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» для «противодействия размещению рекламы противоправной деятельности в сфере ТО и продаж диагностических карт».

За эту идею Совета Федерации топят и в Союзе операторов техосмотра. Который, по меткой формулировке одного из известных журналистов, главреда “За Рулем” Максима Кадакова, скоро может превратиться в Министерство Техосмотра.

Сейчас предложения МВД и СовФеда рассматривают в правительстве, за это отвечает вице-премьер Марат Хуснуллин. Почему-то мне кажется, что в итоге пострадают все те же, кто и обычно - а именно, простые автомобилисты. Которые будут платить новые штрафы, и покупать техосмотр за значительно большие деньги.

Просто по той причине, что для большинства российских автовладельцев привести даже 5 летний автомобиль в состояние нового, как того требует Техрегламент, практически нереально и стоит огромных денег.

То есть глобально не изменится ничего - только сумма нелегального взноса за покупку "проведенной по базе" ДК, который, очевидно, вырастет ровно на сумму возможного штрафа, то есть составит от 4000 рублей.

Есть спрос, значит, будет и предложение...

А вы что думаете на этот счет? Будете покупать техосмотр или проходить честно? Жду ваших мнений и дополнений в комментариях!