Найти тему
Кот-ученый

Германские метеостанции в Арктике во время Второй мировой войны. Часть 1

Александр Митрофанов

Германские арктические метеостанции во время Второй мировой войны
Германские арктические метеостанции во время Второй мировой войны

Арктику и Северную Атлантику называют «кухней погоды» Европы. Ведь именно здесь формируются циклоны и антициклоны, определяющие погоду на большей части Европейского континента. Точные и своевременные метеопрогнозы играют важную роль для ведении военных действий, в первую очередь авиации и флота. С началом Второй мировой войны Германия лишилась информации о метеоусловиях в северных регионах, ранее предоставлявшейся по международному обмену.

В связи с этим Германии пришлось создавать собственную систему сбора метеорологической информации в северных регионах Восточного полушария. Эти обязанности были возложены на метеорогические службы военно-морского флота (Marine-Wetterdienst) и военно-воздушных сил (Wetterdienst der Luftwaffe). Это стало трудной и полной опасностей задачей.

Для получения этих сведений использовались следующие основные методы:

1. Суда погоды и подводные лодки

2. Самолеты метеоразведки

3. Обслуживаемые или автоматические наземные или плавучие метеостанции, тайно размещенные на вражеской территории.

Собранные сведения позволяли немецким метеорологам получать достаточно точные метеосводки для Северной Европы на 72 часа вперед.

Естественно, что использование для сбора метеоданных ПЛ, выполнявших боевую задачу, отвлекало их от нее, поэтому c августа 1940 по январь 1941 года стали выделять две лодки, специально предназначенные для метеоразведки. Это не дало должного результата. Они не имели полного комплекта необходимого специального оборудования, не могли работать в ледовой обстановке и не могли охватить большие пространства. Эти лодки оснащались следующим метеорологическим оборудованием:

1. Термометры

2. Ручной анемометр

3. Психрометр

4. Ареометр

5. Два барометра-анероида

6. Барограф

7. Гипсометр для калибровки барометров

8. Радиозонды

Радиозонды были разработаны в 1936-1939 годах военно-морской обсерваторией в Вильгельмхафене. Они замеряли атмосферное давление, температуру и влажность на разных высотах и передавали данные по радио на землю. Оборудование поднималось в воздух с помощью заполненных водородом воздушных шаров диаметром 1,5-2 метра.

Водород хранился на подводных лодках в баллонах, а на наземных метеостанциях получался химическим путем в результате реакции алюминия с серной кислотой.

Кригсмарине в 1940-1945 годах также использовал надводные суда погоды (WBS - Wetterbeobachtungs-Schiff). Выбор пал на «пахарей» Северной Атлантики - рыболовные траулеры - логгеры, обладавшие отличной мореходностью, дальностью плавания и опытными экипажами, настоящими «морскими волками». С началом войны большинство из них было мобилизовано и использовалось в качестве сторожевых кораблей, тральщиков и т.п. Их экипажи стали военными моряками и получили соответствующие воинские звания. Иногда экипажи состояли только из гражданских моряков. На борту судов погоды обычно находилось 15-19 членов экипажа и от четырех до одиннадцати метеорологов.

Вот как описывал эту ситуацию адмирал Фридрих Руге в своей книге «Война на море 1939-1945 гг.»:

«Таким образом, Германия лишилась всех данных, поступающих с запада и с севера и имеющих решающее значение для предсказания нашей погоды, которая приходит с запада. Выше уже упоминалось о том, что в 1940 г. к западу от района операций должны были постоянно находиться две из немногих действовавших в океане подводных лодок, которые доносили о тамошней погоде. В сентябре 1940 г. паровой рыболовный траулер «Заксен» был направлен для метеорологических наблюдений к побережью Восточной Гренландии и несколько недель подряд радировал о своих наблюдениях из различных мест. В 1941 г. это судно, в связи с намечавшимся рейдом «Тирпица», произвело ледовую разведку в Датском проливе, а затем на 86 дней направилось для метеорологических наблюдений в район острова Ян Майен. Метеорологическое судно «Лауенбург», отправившееся ему на смену, уже на пути к острову было перехвачено противником. Метеорологическое судно «Гессен», вышедшее в море в 1943 г., было вынуждено прекратить свой рейс из-за аварии в машинном отделении; оно долго носилось по морю в сильный шторм, а затем было взято на буксир подводной лодкой, доставившей его в Тромсё. Зимой 1944/45 г. метеорологическое судно «Вупперталь» с начала ноября по конец января находилось у льда, а потом пропало без вести, очевидно погибло во время шторма.»

Судам погоды предстояла сверхсложная задача - проскользнуть через блокадную завесу союзных кораблей и самолетов и выйти в район службы, которая иногда длилась месяцами. Без надежды на помощь в случае аварий, болезней и атак врага. В добавок к уже упомянутых «метеожертвам» нужно добавить:

WBS 1 “Hermann” (до 1942 г. “Sachsen”) - 17 июня 1943 года затоплен экипажем у побережья Гренландии, экипаж и метеорологический отряд частью взят в плен, частью вывезен немецким самолетом.

WBS 2 “Coburg” - раздавлен льдами у берегов Гренландии в мае 1944 года, экипаж эвакуирован самолетом.

Затертый во льдах WBS “Coburg” и его экипаж
Затертый во льдах WBS “Coburg” и его экипаж

WBS 3 “Lauenburg” - 28 июня 1941 года потоплен английскими кораблями в 300 милях к северо-востоку от Ян-Майена. Англичанам удалось захватить кодовые книги, части шифровальной машины «Энигма» и другие секретные документы.

33.	WBS 3 “Lauenburg”
33. WBS 3 “Lauenburg”

WBS 4 “Hinrich Freese” - 16 ноября 1940 года у побережья острова Ян-Майен обнаружен британским крейсером. Выбросился на берег и затонул.

WBS 5 “Adolf Vinnen” - в ночь с 23 на 24 октября 1940 года потоплен артогнем трех британских эсминцев. Погибло 9 членов экипажа. Плот с уцелевшими моряками подобрал норвежский рыболовный траулер.

WBS 6 “München” - 17 мая 1941 года захвачен к юго-востоку от Исландии британским эсминцем “Somali”. В руки англичан попали таблицы настройки шифровальной машины «Энигма». Чтобы скрыть это, они распространили информацию о потоплении «Мюнхена».

WBS 11 “Externsteine” - затерт льдами у побережья Восточной Гренландии после высадки метеорологической партии, 16 октября 1944 года захвачен американцами.

Затертое во льдах Гренландии судно погоды WBS 11 “Externsteine”
Затертое во льдах Гренландии судно погоды WBS 11 “Externsteine”

Судну погоды “Sachsenwald” довелось участвовать в поисках и спасении членов экипажа потопленного британскими кораблями германского линкора «Бисмарк». Судно возвращалось а порт после 50-суточной службы в Северной Атлантике, когда в 2 часа ночи 27 мая 1941 года его командир, опытный капитан-рыбак, а теперь лейтенант Кригсмарине Ernst Wilhelm Schütte, получил приказ следовать в район гибели линкора.

Несмотря на штормовую погоду со встречной волной и ветром, а также атаку английского бомбардировщика, к 13 часам следующего дня «Заксенвальд» прибыл в заданный район. После длительных и трудных поисков удалось обнаружить только плот с двумя выжившими моряками.

Суда погоды (WBS):

Sachsen (1940-43), Wuppertal (1943-45) Coburg (1940-44), Fritz Homann (1940-41), Lauenburg (1941), Carl J. Busch (1941-45), Hinrich Freese (1940), Fritz Homann (1941 ?), Adolf Vinnen (1940), Ostmark (1940-41), Hoheweg (1944), München (1941), Kehdingen (1942-44) Sachsenwald (1941),Berlebek (1944), August Wreidt (1940-41), Hessen (1943-45), Merceditta (1943-44), Mob. FD 34 (1942?), Star XV (1942?), Skudd 1 (1944-45), Hessen (1940-(43)), Externsteine (1944), Teutoburger Wald (1944), Berlebek (1945), Leipzig(1940).

Продолжение следует.

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020