Рассматривая тему тональности и лада, нельзя не сказать о таком понятии, как устойчивые и неустойчивые ступени.
Ступени — это звуки. Обозначаются они римскими цифрами и считаются в восходящем порядке, слева направо, начиная от тоники. Всего ступеней в любой тональности семь — по числу основных звуков.
Часть ступеней лада называют устойчивыми, а часть — неустойчивыми. От чего это зависит? Ответ прост: устойчивые ступени звучат «самодостаточно» и «завершённо» — как точка в предложении.
Часто именно устойчивой ступенью (обычно тоникой) заканчивается мелодия или всё музыкальное произведение.
Сколько есть устойчивых ступеней
В любой тональности есть три устойчивые ступени: первая, третья и пятая — тоника, медианта и доминанта. Именно эти ступени образуют тоническое трезвучие.
Неустойчивые ступени
Неустойчивыми являются все остальные ступени: вторая, четвёртая (субдоминанта), шестая и седьмая.
«Почему их называют «неустойчивыми», они что, шатаются?» — такой вопрос иногда задают самые юные ученики музыкальных школ. Каким бы забавным этот вопрос ни казался, он прекрасно отражает суть такого явления, как «неустойчивые ступени». Если мыслить образно, то можно ответить утвердительно 🙂
Неустойчивые ступени воспринимаются слушателем как нечто незавершённое, незаконченное, «шаткое», требующее «опоры» и логичного перехода к другому звуку — устойчивой ступени.
Другими словами, неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым. В музыке это явление называется тональное тяготение.
С тяготением неразрывно связан и другой музыкальный термин — разрешение — то есть переход неустойчивой ступени в устойчивую.
Разрешение неустойчивых ступеней
Каким образом происходит этот переход? Всё просто: исполнили (сыграли или спели) неустойчивую ступень и сразу следом за ней — устойчивую.
Другими словами, разрешение — это последовательное исполнение сначала неустойчивой и сразу после неё устойчивой ступени.
Важно помнить, что каждая неустойчивая ступень разрешается по определённым правилам, а именно — в ближайшую к ней устойчивую ступень.
Вторая ступень (II)
Расположена между первой и третьей. Обе эти ступени устойчивые, значит, вторая ступень может разрешаться и в первую, и в третью.
Четвёртая ступень (IV)
Также расположена между двумя устойчивыми — третьей и пятой — значит, может разрешаться и в третью, и в пятую.
Шестая ступень (VI)
Расположена между пятой и седьмой. Пятая ступень устойчивая, а седьмая — нет. Значит, шестая ступень разрешается в пятую.
Седьмая ступень (VII)
Расположена между шестой и первой. Шестая ступень неустойчивая, а первая — устойчивая. Значит, седьмая ступень разрешается в первую.
Если внимательно посмотреть на звукоряд, то всё становится понятно