Найти тему

Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Рассматривая тему тональности и лада, нельзя не сказать о таком понятии, как устойчивые и неустойчивые ступени.

Ступени — это звуки. Обозначаются они римскими цифрами и считаются в восходящем порядке, слева направо, начиная от тоники. Всего ступеней в любой тональности семь — по числу основных звуков.

© Музыкальные картинки • 7 ступеней лада на примере тональности До-мажор (C)
© Музыкальные картинки • 7 ступеней лада на примере тональности До-мажор (C)

Часть ступеней лада называют устойчивыми, а часть — неустойчивыми. От чего это зависит? Ответ прост: устойчивые ступени звучат «самодостаточно» и «завершённо» — как точка в предложении.

Часто именно устойчивой ступенью (обычно тоникой) заканчивается мелодия или всё музыкальное произведение.

Сколько есть устойчивых ступеней

В любой тональности есть три устойчивые ступени: первая, третья и пятая — тоника, медианта и доминанта. Именно эти ступени образуют тоническое трезвучие.

Неустойчивые ступени

Неустойчивыми являются все остальные ступени: вторая, четвёртая (субдоминанта), шестая и седьмая.

«Почему их называют «неустойчивыми», они что, шатаются?» — такой вопрос иногда задают самые юные ученики музыкальных школ. Каким бы забавным этот вопрос ни казался, он прекрасно отражает суть такого явления, как «неустойчивые ступени». Если мыслить образно, то можно ответить утвердительно 🙂

Неустойчивые ступени воспринимаются слушателем как нечто незавершённое, незаконченное, «шаткое», требующее «опоры» и логичного перехода к другому звуку — устойчивой ступени.

Другими словами, неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым. В музыке это явление называется тональное тяготение.

С тяготением неразрывно связан и другой музыкальный термин — разрешение — то есть переход неустойчивой ступени в устойчивую.

Разрешение неустойчивых ступеней

Каким образом происходит этот переход? Всё просто: исполнили (сыграли или спели) неустойчивую ступень и сразу следом за ней — устойчивую.

Другими словами, разрешение — это последовательное исполнение сначала неустойчивой и сразу после неё устойчивой ступени.

Важно помнить, что каждая неустойчивая ступень разрешается по определённым правилам, а именно — в ближайшую к ней устойчивую ступень.

Вторая ступень (II)

Расположена между первой и третьей. Обе эти ступени устойчивые, значит, вторая ступень может разрешаться и в первую, и в третью.

© Музыкальные картинки • вторая ступень может разрешаться как вниз - в первую, так и наверх - в третью
© Музыкальные картинки • вторая ступень может разрешаться как вниз - в первую, так и наверх - в третью

Четвёртая ступень (IV)

Также расположена между двумя устойчивыми — третьей и пятой — значит, может разрешаться и в третью, и в пятую.

© Музыкальные картинки • четвёртая ступень может разрешаться как вниз - в третью, так и наверх - в пятую
© Музыкальные картинки • четвёртая ступень может разрешаться как вниз - в третью, так и наверх - в пятую

Шестая ступень (VI)

Расположена между пятой и седьмой. Пятая ступень устойчивая, а седьмая — нет. Значит, шестая ступень разрешается в пятую.

© Музыкальные картинки • шестая ступень разрешается всегда в пятую
© Музыкальные картинки • шестая ступень разрешается всегда в пятую

Седьмая ступень (VII)

Расположена между шестой и первой. Шестая ступень неустойчивая, а первая — устойчивая. Значит, седьмая ступень разрешается в первую.

© Музыкальные картинки • седьмая ступень разрешается всегда в первую
© Музыкальные картинки • седьмая ступень разрешается всегда в первую

Если внимательно посмотреть на звукоряд, то всё становится понятно

© Музыкальные картинки • разрешение неустойчивых ступеней на примере тональности До-мажор (C)
© Музыкальные картинки • разрешение неустойчивых ступеней на примере тональности До-мажор (C)

© Музыкальные картинки

Статьи по теме

Что такое тональность

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц