Экстраординарные истории из жизни имеют свойство когда-нибудь заканчиваться. О серых буднях рассказывать скучно, надо придумывать что-то новое – буквальном смысле придумывать. Данную публикацию в качестве эксперимента я решил кардинально переделать и посмотреть, что из этого получится. В целом сюжетная линия сохранена, однако повествование переписано заново, дополнено придуманными персонажами и диалогами. По бóльшей части сей рассказ является авторским вымыслом. И пусть он вам поднимет настроение!
Первая половина 80-х годов. Старый шахтёрский район на окраине крупного промышленного города. В довоенное время здесь открылись предприятия по добыче «чёрного золота» – каменного угля. Полезное ископаемое шло на нужды промышленности, а пустая порода складировалась рядом с предприятием в виде высоченных, конусообразных терриконов.
Шло время, вводились в строй новые шахты. С утилизацией породы разработана иная тактика – её больше не ссыпали в терриконы, а самосвалами увозили на отвал. Место для отвала было определено за пределами населённого пункта на вершине затяжного холма и за пять десятилетий тут образовалась огромная площадка из породы со всех шахт района.
Под колёсами крупнотоннажных самосвалов единственная трасса на отвал быстро превращалась в дорогу словно после бомбёжки. Силами шахт выбоины и колдобины регулярно засыпали щебнем и сверху шлёпали заплатку из асфальта. Такой ремонт держался не долго, потом заплатки шлёпали заново. Поддержание шоссе в более-менее приличном состоянии обходилось весьма недёшево. Когда же заплаток на протяжённой дороге стало больше чем кратеров на Луне, экономически выгоднее оказалось положить сверху новый асфальтированный слой.
От перекрёстка и до отвала дорога всё время идёт на подъём – сначала вдоль жилой улицы, затем на треть пути населённый пункт остаётся позади и далее в поворотах петляет среди сосен.
Молодой водитель на КамАЗе в числе своих коллег гонял «ходки» от асфальтного завода до дорожников. Как-никак, чем больше «ходок» сделает, тем выше будет премия. Машина быстроходная, на рейс уходило не так уж и много времени. В конце смены выгрузил груз в асфальтоукладчик, глянул на часы – вроде успевает ещё разочек смотаться. Не мешкая, по газам на завод. Загрузился и обратно к дорожникам.
За баранкой кажется что быстро, а на деле времени проходит не мало. Пока ездил, уже свечерело; дорожники согнали на обочину спец.технику и свернули работы до следующего утра. Приехал ушлый водитель с асфальтом и чешет затылок:
– Что теперь делать с асфальтом? Не везти же мне его в автобазу!
Рабочие смеются:
– Продай кому-нибудь. Мы без претензий, нам завтра свежий привезут.
Водитель усмехнулся:
– Кому я продам асфальт на ночь глядя? Он сейчас даром никому не нужен.
Ребята поправляют:
– А ты не асфальт продавай, а уголь. Уж он-то всяко пригодится.
Водитель удивился:
– Какой уголь? Нет у меня угля. Мне бы асфальт куда вывалить – в кузове его оставлять нельзя.
Рабочие научают:
– Так ты и продай асфальт как уголь. В темноте его не отличишь от угля – такой же чёрный как ведьмина кошка.
В разговор вмешался прораб:
– Парень, ты не дури. Вези асфальт на отвал, там и вывалишь. Бульдозером столкнут под насыпь, а сверху породой засыпят. Никто и не узнает про твою промашку.
Водитель недоумевает:
– А как же отчёты? Не сойдётся же сколько раз на заводе загрузился и сколько раз в укладчик свалил!
Прораб махнул рукой:
– Да перестань! Я тебе все ходки отмечу, не переживай. Считай, что ты и эту машину в укладчик вывалил, а мы типа закатали. Одну машину никто не заметит. Ты главное на отвал езжай и не слушай шутников.
Прораб погрозил пальцем в сторону ребят, расплывшихся весёлыми улыбками до ушей. Дорогу только-только начали асфальтировать, впереди до отвала практически весь путь. Делать нечего, водитель с грустной физиономией поехал вываливать треклятый асфальт.
Совсем стемнело, водитель включил фары. Гружёная машина тяжело урчит на подъёме, но даже на пологих участках хорошенько разогнаться всё равно не получается – колёса то и дело проваливаются в глубокие выбоины на асфальте. Водитель лавирует по дороге, объезжая колдобины, – прижмётся то к одной обочине, то к другой. Чёрт, пока доедешь до отвала, все рессоры переломаешь.
На выезде из населённого пункта у крайнего дома светом фар водитель ненароком выхватил из темноты припозднившегося деда. А может, ну его этот отвал и послушать ребят? До него ещё ехать и ехать, уже и так изрядно припозднился. Дежурному механику на воротах в автобазе придётся объяснять, почему задержался. А с дедом (если получится) задержка поменьше будет, значит, легче отбрехаться.
Остановился на обочине напротив дома, кричит деду:
– Отец, уголь по дешёвке продам. Давай я тебе тут свалю, а то в гараж опаздываю!
Дед опешил:
– Так рано уголь-то ещё везти, до зимы далёко. А щас поздно, темно совсем.
Водитель не отстаёт:
– Отец, а соседям уголь по дешёвке нужен?
Дед рассудил:
– Да как же? Конечно, нужóн. Кому ж не нужóн? Подешевше и мне нужóн.
Водитель нажимает:
– Ну так мне тебе сваливать или соседу?
Дед запротестовал:
– Зачем соседу? Мне сваливай. А почём за привоз?
Водитель не стал ломить цену:
– На бутылку дашь и хватит.
Дед обрадовался:
– Чёй так дёшево?
Водитель сочиняет легенду:
– В котельную уголь возил, а последняя «ходка» в бункер не вошла. Куда мне его девать? Живу в квартире, буржуйки нет, централизованное отопление. Вот и продаю по дешёвке. Мне-то он всё равно даром достался.
Дед побежал в дом за деньгами, а водитель подогнал самосвал к тропинке, поднял кузов. Подошёл к калитке, из дома вышел дед с деньгами в руках. Не дав ему опомниться, схватил купюры, бегом к машине и, невзирая на колдобины, быстро помчался прочь. Размышляя, дед проводил его взглядом – странный какой-то малый. С двойственным чувством пошёл спать – утро вечера мудренее.
Утром вышел дед с лопатой и тележкой порадоваться на дешёвый уголь. Большая куча, чёрная. Но «уголь» какой-то не такой. Подошёл сосед, любопытствует:
– Ты на кой ляд асфальт привёз?
Дед разразился громкой тирадой, в которой матерных слов было больше нежели литературных:
– Вот сразу мне не понравился водитель – сам странный и уголь странный. Поделом мне, старому. По темноте не разглядел, хотел выгадать, а получилось вон как.
Но дед оказался не из простых. Спустился по дороге вниз к дорожникам, узнал автомобили из какой автобазы привозят им асфальт. В диспетчерской гаража изложил суть истории, описал внешность водителя. Посмотрели путевые листы, по ним определили кто возил асфальт и подходит по описанию. Нашли!
Водитель не отпирался в своём мошенничестве. Да и отпираться бессмысленно – в гараж вернулся поздно, гораздо позже положенного срока и это отражено в путевом листе. Раскаялся в своём проступке, на что дед выдвинул своё условие:
– Как хошь, но чтобы кучу убрал.
Было наказание водителю от своего начальства в автобазе или нет, история умалчивает. Но условие деда было выполнено! Как и чем бедолага долбил асфальт на куски, этого я не видел и сказать по этому поводу ничего не могу.