Качество — это характеристика соответствия заявленных показателей достигнутым. Как вариант, речь может идти о балансе между затратами и потребительскими свойствами. Поэтому и наш УАЗик может быть не менее качественным чем Гелендваген, если правильно прочитать техническое задание 😇
Давайте обсудим, сколько же стоит качество продукции в проектной отрасли и где это равновесие между затратами на обеспечение качественной документации и несомненно условным, даже философским понятием идеально качественной продукции?
В современных условиях жесткой конкуренции в проектной отрасли, решения в области качества должны, в идеале, быть подкреплены экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принята в международных стандартах ИСО серии 9000. Сейчас только ленивый не имеет сертификации на соответствие этим волшебным методикам.
Однако я почему-то не встречал ни в одной проектной организации РФ актуального анализа затрат на обеспечение качества проектной продукции, на основании которого можно принимать управленческие решения по совершенствованию бизнес-процессов.
Чаще всего, на фоне декларативных заявлений, документированных процедур, политик и стандартов наблюдается два противоположных подхода к обеспечению качества проектной продукции:
1️⃣ Качество обеспечивается сложившимся процессом проектирования и существующими компетенциями сотрудников
2️⃣ Организация внедряет многоуровневую и затратную по времени систему 100% внутренней проверки качества разработанной документации.
Отсутствует анализ необходимости и эффективности такого контроля. Не важно, идет ли речь о проверке ответов на замечания или контроля субподрядной продукции. Некоторые организации копируют внутри себя систему Главгосэкспертизы и теряют месяцы на выпуск продукции, формируют многостраничные отчеты по внутренней экспертизе.
Есть интересный опыт в одной из отраслей по внедрению внутренней перекрестной экспертизы между дисциплинами разных филиалов.
Эффект от внедрения превзошел ожидания,
можем об этом написать отдельно, напишите в комментариях если интересно.
И тот и другой подход имеет право на жизнь, но истина как всегда где-то посредине и желательно, если её доказали расчётом затрат.
Итак, из выше сказанного затраты на качество можно разделить на следующие категории:
1️⃣ затраты на предотвращение возможности возникновения ошибок проектной продукции, т.е. затраты, связанные с деятельностью, которая обеспечивает качество;
2️⃣ затраты на контроль проектной продукции, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
3️⃣ затраты на устранение ошибок при внешней экспертизе и строительстве.
Недостаток или отсутствие бизнес-процесса контроля качества и затрат на него (перечисленные выше) может компенсироваться за счёт последующих стадий.
Выбирать подход обеспечения качества надо осознанно, трезво оценивая риски и митигационные мероприятия с учетом экономической целесообразности