Найти тему

Бумажная архитектура города Че: нереализованные проекты 50-х гг.

Термин «бумажная архитектура» зачастую подразумевает собой архитектурные проекты, неосуществленные в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. В данной статье будем использовать этот термин применимо к нереализованным архитектурным проектам Челябинска, либо реализованным не полностью, что было частой практикой в 50-е гг. прошлого века в рамках борьбы с «архитектурными излишествами».

Напомним, что 4 ноября 1954 г. вышло постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» – и с этого момента на смену «сталинскому ампиру» пришла функциональная типовая архитектура. Многие начатые стройки Союза были закрыты или заморожены. Стали появляться в срочном порядке доработанные архитектурные проекты – без «излишеств», таких как «многочисленные колонны, портики, сложные карнизы и другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид» и др. Постановление было обнародовано в газете «Правда» от 10 ноября 1955 г. – эта дата стала началом становления нового направления архитектуры – советского модернизма.

Конечно же, последствия этого постановления коснулись работ и челябинских архитекторов. Так критике со стороны Госстроя СССР и существенным изменениям подвергся целый ряд проектов жилых домов известного челябинского зодчего Е. В. Александрова.

Например, жилой дом с магазином «Уральские сувениры» 1955 г. (ул. Свободы, д. 66)

Проект                                                              Реализация
Проект Реализация

«Особенно трудно мне далось здание, в котором уже давно помещается магазин “Уральский сувенир”. Хотя от того, что мною было задумано, до того, что в итоге получилось, как говорится, дистанция большого размера. Мне даже неудобно бывает объяснять, что дом этот мой, но я видел его совсем иным. Выстроили только пятиэтажную часть, да к тому же из проекта исчезли эркеры, колонны, башенка, которая должна была все венчать, и предполагавшийся на ней шпиль», - вспоминал Александров в книге «Моя архитектурная судьба».

Та же участь постигла и другой проект архитектора – жилой дом-квартал ЮУЖД на пл. Революции и ул. Цвиллинга 1953–1955 гг. (пл. Революции, д. 1; ул. Цвиллинга, д. 38, 40; ул. Тимирязева, д. 30 – Цвиллинга, д. 42)

Проект                                                           Реализация
Проект Реализация

«Здание это огромное, оно выходит на площадь Революции, замыкает с юга ул. Цвиллинга, заворачивает на улицу Тимирязева, чтобы примкнуть к Управлению дороги. Вот за это его и прозвали домом-кварталом. Кстати, квартиры в этом доме были запроектированы очень разные – включая и трех-четырехкомнатные, удобные для проживания, в них просторные кухни и коридоры. В те годы подобных домов в городе было совсем мало, получить здесь квартиру – престижно. Вот только мне с осуществлением архитектурных проектов не повезло», – сокрушался архитектор.

Уже строился первый этаж, когда Александрову было приказано укоротить дом на два этажа и убрать излишества. До последнего архитектор сожалел о загубленном проекте этого здания и считал, что его можно достроить.

Жилой дом по ул. Кирова (д. 86) тоже был построен совсем не таким, каким его видел архитектор:

Проект
Проект

«В очередной раз пострадал еще один мой дом, – комментировал Александров,– его уже опять начали строить на ул. Кирова, перед оперным театром. И это здание проектировалось с колоннами и лоджиями, должно было иметь три портика, с третьего по шестой этаж. Все это я считал необходимым, чтобы стройка “перекликалась” со стоящим напротив, доминирующим на площади театром. Только и в этом случае все вырезали подчистую».

По сути, вместо первоначально задуманного сейчас существует совсем другое здание, проект остался лишь на бумаге.

Кроме Е. В. Александрова от борьбы ЦК КПСС с «излишествами» пострадало много челябинских зодчих. В их числе архитектор Т. М. Эрвальд с проектом трехярусной площади у виадука на въезде в Тракторозаводской район.

«Проект этот предусматривал возведение домов разной этажности – пяти, семи и девяти, площадь должна была иметь симметричную композицию с девятиэтажными акцентами по сторонам. А что из всего этого вышло? Разноэтажная, разностильная застройка, очень все это выглядит некрасиво, особенно когда въезжаешь в центр со стороны ЧТЗ», – говорил Е. А. Александров о загубленном проекте своего коллеги.

Фото Е. В. Александрова
Фото Е. В. Александрова

В итоге проект был реализован частично в виде ансамбля 5–9-этажных домов с мебельным магазином, агентством воздушных сообщений, книжным магазином и административными помещениями – в энциклопедии «Челябинская область» не указаны точные номера домов, предполагаем, что это дома пр. Ленина, 30, 28, 21, 23. А на месте площади, задуманной Эрвальдом, теперь располагается БД Спиридонов.

Еще одной жертвой постановления 1954 г. стала М. П. Мочалова – к бумажной архитектуре можно причислить ее проект здания железнодорожного техникума 1953–1956 гг. (ул. Цвиллинга, д. 56). К сожалению, изначальный замысел Марии Петровны подвергся заметным изменениям.

Проект                                                               Реализация
Проект Реализация

«В округлой части здания у меня были не пилястры, а колонны. И окна арочные. А по верху – скульптуры, – говорила архитектор о своем детище в книге М. Фотонова «Такой Челябинск, каким я его знаю в XXI». … И я сама, собственной волей стала общипывать свой проект – оконные проемы успокаивать, колонны убирать, скульптуры снимать. Потому что техникум не должен соперничать с дворцом».

Дело было еще и в том, что рядом с ЖД техникумом под строительство Дворца культуры железнодорожников было выделено место. Проект дворца заканчивал Ф. Серебровский.

Многие работы из портфолио Мочаловой не были реализованы. Исключением не стало здание областной научной библиотеки 1953–1956 гг. (пр. Ленина, 60), проект которого был создан совместно с Б. Петровым.

История постройки библиотеки любопытна от замысла до воплощения. Изначальный вариант проекта здания «публички», довоенный, приводится в книге Ф. Н. Пащенко «Архитектура и строительство библиотечных зданий» 1941 г.

Довоенный проект библиотеки
Довоенный проект библиотеки

Проект представляет не одно, а целый комплекс зданий, который включает в себя внутреннюю площадь для проведения мероприятий, помещения для клубов, кинотеатра и, конечно, для книгохранилища. Автора этого уникального проекта Пащенко в своей книге не указывает.

Время шло, Челябинску требовалось современное здание, под крышей которого объединились бы все филиалы областной библиотеки (Публичка в то время располагалась в нескольких зданиях в центре города). В 1949 г. московская архитектурная школа академика И. В. Жолтовского разрабатывает планировочные схемы библиотечных зданий для областных центров, работу над проектом челябинской библиотеки начинает московский архитектор Н. Сукоян. Затем проект передали местным архитекторам Б. В. Петрову и М. П. Мочаловой.

Первоначальный довоенный проект был колоссально удешевлен и урезан в угоду времени: вместо библиотечного квартала осталось одно единственное здание, рассчитанное на 1 млн единиц хранения.

Челябинские архитекторы пытались придать уникальности практически типовому московскому проекту – и это заметно во внешнем оформлении здания и площадки перед ним.

Проект библиотеки М. П. Мочаловой, Б. В. Петрова
Проект библиотеки М. П. Мочаловой, Б. В. Петрова

Фронтон библиотеки должны были украшать две фигуры, держащие дубовый венок и книгу. Перед зданием предполагались два фонтана (насосная находилась под крыльцом, то есть коммуникации для них были подведены) и площадь с памятником. Вся территория могла быть выложена гранитными плитами и огорожена гранитными же блоками с каменными сидениями. К сожалению, все вышеперечисленное осталось лишь на бумаге, не вошло в окончательный вариант постройки.

Реализованный проект Челябинской публичной библиотеки
Реализованный проект Челябинской публичной библиотеки

В результате последовавшей идеологической борьбы с «излишествами» фронтон библиотеки остался без фигур, вместо фонтанов перед Публичкой находятся клумбы.

Конечно же, подобных нереализованных проектов было множество, список архитекторов, пострадавших от постановления 1954 г., не ограничен теми фамилиями, которые упомянуты в статье. Мы постарались рассказать лишь о некоторых знаковых зданиях Челябинска и их зодчих. И, заканчивая разговор о бумажной архитектуре нашего города, нельзя не упомянуть фестиваль «Все просто», прошедший в июле 2017 г., где все желающие ознакомились со специальной выставкой нереализованных архитектурных проектов «Бумажная архитектура/part1». Экспозиция содержала работы середины XX в. и современные проекты.

Одним из итогов выставки стало создание тематического перечня документов «Нереализованные проекты челябинских архитекторов», представленных Объединенным Государственным архивом Челябинской области. В данный перечень вошли проекты зданий и памятников, чертежи, эскизы, фотокопии макетов генпланов и другое. Всего – 26 документов, с которыми вы можете познакомиться на сайте Государственного архива Челябинской области.

Автор статьи: Ольга Недомовная, библиотекарь отдела основного книгохранения