Незадолго до смерти Чингис-хан разделил земли, входившие в состав Монгольской империи, между четырьмя своими сыновьями. Полученные ими земли принято называть уделами, или улусами.
При жизни Чингис-хана сыновья беспрекословно подчинялись ему. Они являлись его наместниками. Однако после его смерти положение заметно изменилось: сыновья постепенно стали превращать свои улусы в независимые владения, неподвластные всемонгольскому хану. Тем не менее на курултае в 1228 г. преемником Чингис-хана был избран Угэдей, который правил до 1241 г.
Со смертью Чингис-хана эра войн не закончилась. Завоевание всего известного им мира воспринималось монголами как его прямой завет. Монголы предприняли новое вторжение в Европу под командованием внука Чингис-хана, Батыя. Успехам Батыя во многом способствовал великий полководец Субэдей. Армии и полководцы Европы не были для него достойными соперниками.
В 1236—1240 гг. войска Батыя обрушились на Русь, ослабленную междоусобицей. Грабежу и разрушению подверглись Рязань, Москва, Киев и другие города. Дойдя до берегов Одера, Дуная и Адриатического моря, монголы в 1241—1242 гг. опустошили Польшу, Венгрию, Силезию, Моравию и готовились к нападению на Священную Римскую империю. Казалось, вся Европа была обречена. Не было никого, способного остановить монголов. Короли и правители Европы были на грани гибели, когда неожиданно пришло спасение. Угэдей умер, и монгольские вожди должны были вернуться на выборы нового Великого хана.
В результате завоевания войсками Батыя обширных земель возникло новое государство, которое в русских летописях получило название Золотой Орды. На курултае Великим ханом был избран сын Угэдея, Гуюк (1246—1248 гг.). В 1252 г. Великим ханом стал Мункэ.
Ко двору Мункэ-хана в Каракоруме стекалось великое множество народа из Азии и Европы. Спокойствие и порядок установились на всем огромном протяжении Монгольской империи. На великих караванных путях, пролегавших через целый континент, было всегда оживленно, люди путешествовали во всех направлениях. Европа и Азия вступили в более тесный контакт друг с другом.
Во времена Мункэ прокатилась еще одна волна завоеваний и разрушений. Его брат Хулагу был правителем Персии. Халиф в Багдаде вызвал чем-то его раздражение. Разгневанный Хулагу пошел на Багдад и взял его в 1258 г. после сорокадневной осады. Это было концом города «Тысячи и одной ночи» и всех богатств, накопленных в нем за пять столетий владычества арабов. Погибло 1,5 млн людей. Багдад был разрушен до основания.
Тем временем, в результате ряда вторжений (1231— 1259 гг.), в зависимое от монголов положение попала Корея. Мункэ возобновил военные действия в Китае. Правителем этой страны он назначил Хубилая. Умер Мункэ-хан в 1259 г. Перед смертью он еще покорил Тибет.
Великим ханом стал теперь правитель Китая, внук Чингис-хана, Хубилай. Он правил с 1260 по 1294 г. Хубилай завершил завоевание Китая и в 1271 г. провозгласил там монгольскую династию Юань. Свою столицу он перенес из Каракорума в Пекин.
Во время правления Хубилая монгольские войска дважды (1274 и 1281 гг.) пытались высадиться в Японии. Дважды (1284 и 1287 гг.) вторгались они во Вьетнам, но получили отпор. Неоднократные вторжения в Бирму привели к падению царства Паган и номинальному подчинению страны Хубилаю. Монгольский флот совершил попытку завоевания Явы (1292— 1293 гг.), был даже занят ряд ее городов, но население вынудило завоевателей покинуть страну.
На всем пространстве Азии и в Европе раскинулась могучая Монгольская империя. Никогда прежде не существовало такой огромной страны. История не знала завоеваний, равных завоеваниям монголов. Монголы должны были казаться в то время владыками мира.
Успехи монгольского оружия, безусловно, в первую очередь должны быть объяснены силой монгольской армии. Эта сила определялась мощью кавалерии, отличной боевой выучкой воинов, своеобразным тактическим мастерством монгольских полководцев. Армия была спаяна железной дисциплиной, фанатичной верой в победу своего оружия, единым стремлением одержать верх над противником, ограбить его, утвердить господство своего хана.
Монголы очень быстро освоили инженерную технику оседлых народов, сумели привлечь на службу людей, умевших эксплуатировать эту технику. Войны велись исключительно жестокими методами. Террор был сознательно поставлен Чингисханом на службу его целям достижения мирового господства.
Причины успехов монгольского оружия крылись и в объективных слабостях его противников, в политической ситуации, которая сложилась в Азии и Европе в XIII в.
Управление огромной империей, очевидно, было очень нелегким делом. Поэтому не удивительно, что она начала распадаться. После Хубилая не было Великого хана. Империя разделилась на 5 больших частей.
Завоевательные походы Чингис-хана и его преемников в Китай, Среднюю Азию, Россию и другие страны явились величайшим бедствием. Они надолго приостановили прогресс народов этих стран. Многие развитые земледельческие районы были разорены, цветущие края превращены в пустыни, известные всему миру центры культуры — в развалины. Города были разграблены и сожжены, огромные материальные и культурные ценности уничтожены, миллионы людей истреблены.
Завоевательные походы Чингисидов обернулись трагедией и для самой Монголии. Материальные и духовные силы страны были отвлечены непрерывными военными походами. Монголия потеряла массу населения. Значительная часть монголов рассеялась в разных странах и растворилась среди других народов. Огромные богатства, добытые в чужих странах, непроизводительно растратились. Они не оживили, да и не могли оживить экономики Монголии. Монголия осталась отсталой скотоводческой страной. А Чингис-хан вошел в историю человечества не только как объединитель Монголии, но и как кровавый завоеватель, принесший неисчислимые бедствия народам многих стран.