Найти тему
Социальный гуманитарий

Почему и как надо молиться за тех, кто нам неприятен

Молитвы за обидчиков; неприятных нам людей; тех, кто не знаком нам лично; даже… молитвы за власть – насколько они нужны? Некоторые люди рассуждают: мол, какое нам дело до всех них? И вообще не подобострастие ли это?

Доводилось мне слышать и о таком случае. Женщине посоветовали помолиться за начальницу, с которой они постоянно ссорились. А она пошла в храм и поставила свечку… за yпoкoй этой начальницы. Причем она не перепутала, а сделала это именно сознательно и целенаправленно.

Так почему надо молиться за тех, кто нам неприятен? И зачем ставить за них свечи – разумеется, за здравие, если люди живы?

Начать надо с того, что христианство молится вообще за всех. Исключения крайне редки.

Например, на проскомидии – 1-й части литургии – традиционно принято вынимать частицы лишь за православных, но не за отступивших от православия.

Так, ежедневные утренние молитвы православных в том числе включают просьбы о живых:

  • о церкви;
  • своей стране;
  • патриархе, православных священниках разных санов;
  • духовных отцах самих молящихся;
  • своих родителях, родственниках, друзьях;
  • всех молящихся иноков;
  • всех сирот, вдов и прочих людей, находящихся в проблемной ситуации;
  • тех, кто нам помогает;
  • путешествующих, посланных в службу и всех православных;
  • тех, кого мы своими делами привели к «делом неподобным»;
  • тех, кто нас не любит и обижает;
  • отступивших от православной веры.

Что интересно. За всех них отдельная молитва начинается со слов «спаси, Господи, и помилуй». И только про отступивших от православия говорится: «…светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольней Соборней Церкви причти».

То есть за отступников слова «спаси, Господи, и помилуй» в начале не произносятся, хотя эта молитва идет в одном ряду с прочими перечисленными здесь просьбами.

Надо думать, уход от православия считается по этой логике caмым cильным гpexoм.

Так почему же за всех них церковь предлагает молиться? (Впрочем, в данном конкретном случае эти молитвы в числе прочих утренних молитв идут как факультативные – с указанием: «Если можешь, читай вместо кратких молитв… этот Помянник».)

Потому, что те, кто нас обижают или каким-то другим образом вводят нас в негативные эмоции, повержены определенному греху. И (или) это мы сами грешны в том, что вынудили их нас обижать. Поэтому и надо попросить, чтобы их простили, очистили от греха – и они бы перестали нам досаждать. Так и грех уйдет, и наши негативные эмоции исчезнут.

Делая нам недоброе, эти люди загрязняются грехом. То есть, творя нам нехорошее, они в 1-ую очередь творят плохое самим себе.

Но и мы, отвечая им (словами или негативными делами, даже просто злыми помыслами), также грешим.

Как ни крути, а такие молитвы за досаждающих нам – во благо всем: и самим досаждающим, и нам.

Подобные размышления касаются и власти. Даже если вы ее критикуете – за нее надо молиться. Чтобы действовала ко всеобщему (!) благу.

Многие священники просьбы за власти называют молитвами о вразумлении. То есть, как видите, ни о каком подобострастии речи не идет. Произнося молитвы за власти, человек не преклоняется перед земными силами, но просит Творца Небесного, чтобы вразумил тех, от кого зависят наши cyдьбы на Земле.

Еще святой апостол Павел призывал молиться «за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» (1 Тим. 2:1–2).

Хотелось бы привести и цитату нашего современника – протоиерея Владимира Воробъёва. Он говорит, что на проскомидии читают молитвы за власти, «чтобы Господь даровал им мирное правление и дал бы нам жить в тишине этих властей, чтобы была тишина». Поэтому в таких просьбах нет «отступления от апостольского слова».

При этом очень важно:

  • душой желать того, о чем просишь;
  • стараться прощать обидчиков;
  • стараться прощать самого себя;
  • пытаться больше не входить в ситуацию конфликтов.

Также важно понимать: даже если все перечисленные выше неприятные нам люди – безбожники, за них все равно надо молиться. И даже, может быть, поэтому за них надо молиться еще сильнее, чем за верующих. Ведь на них есть грех неверия (признанный, как сказано выше, одним из самых сильных). (Также читайте пост «Какой грех – самый главный?..».)

Конечно, при этом можно и нужно просить и за тех, кого в этом мире уже нет. Только тогда молитвы идут за yпoкoй. (Об этом, например, читайте статью «Молитвы за души yмepших (молитвы об усопших)».)

В заключение приведу конкретную молитву из «Молитвослова на всякую потребу» (М., 2013).