Критики советского периода нашей истории всегда поднимают вопрос: «Соразмерны ли достижения СССР и заплаченная за них цена»? Обывателю, перегруженному личными заботами, некогда вникать в подробности. Он слегка слушает говорящие головы в «ящике» и реагирует только на устрашающе огромные цифры: «Десятки миллионов пострадавших, миллионы погибших!» Отлично снятый видеоряд закрепляет «лапшу на ушах». Мозг возмущённо бурлит: «Да... этот ГУЛАГ совсем «потерял берега». Никакой тракторный завод или добытая тонна золота не стоят слезы моего любимого прапрадедушки. Кощунство и жестокость, - положить на одни весы человеческую жизнь и железяку…»
Доверчивый добряк не анализирует информацию, а плещет чувствами, не замечая, что сравнивает несравнимое. Его не настораживает, что подсунутые числа суммируют большой разномастный период времени. «Это – совершенно не важно!», - раздражённо возмутится «вьюнош». Как же не важно, уважаемый читатель. А если сегодня объединить годы Ельцина и Путина, не уточняя деталей?
Достижения последних 20-ти лет смотрятся весомыми только на фоне ельцинской «ямы», забывая о цене, заплаченной народом при падении в неё. Увы, позитив сильно сдувается при сравнении российской «тридцатилетки» с такими же диапазонами Китая (1990-2020) или СССР (1960-1990). Так что, политики выбором длины и границ периода могут творить чудеса. Я немножко поработаю добрым волшебником. 😊
Вернёмся в «сталинский период» СССР, который раньше при подсчетах «кровавости» манипуляторы начинали со смерти Ленина (январь 1924), насобирав целых 30 лет (март 1953). Факты серьёзно уменьшают период доминирования группы Сталина.
Не говоря уже о том, что тогда случилась Великая Отечественная война. В такое время законы суровее, а тяготы больше, что укорачивает жизнь всем и везде, увеличивая смертность и в одиозном ГУЛАГе. В главное управление лагерей дополнительно к мирной жизни появляется поток репрессированных из отловленных диверсантов, военнопленных, шпионов и повылезавших из щелей пособников нацистов. Давайте посмотрим, как могут меняться показатели, если двигать границы и играть с длиной периодов.
Речь идёт о среднесписочном составе заключенных ГУЛАГа и средней ежегодной смертности.
С учетом военных лет (данные фонда Яковлева) получаем в среднем 59509 умерших в год или почти 5% от списочного состава.
Не рассматривая военное лихолетье (столбцы 4 и 5), те же исходные данные рисуют картину, оптимистичнее в 2 раза (30658 и менее 3%)!
Но мы могли бы совершенно обоснованно выкинуть при подсчете не только военные, но и три последующих года, поскольку разнообразные пособники нацистов еще отбывали наказание, перегружая пенитенциарную систему СССР. А страна - в разрухе. Жизнь ещё не наладилась и была очень тяжёлой и голодной. Кроме того, в силу многих причин возросла преступность. Шла и зачистка разного рода «зеленых братьев», скрывавшихся во многих районах страны. Историк Спицын, к примеру, считает, что в 1945-1952 годах шла полномасштабная борьба с бандеровским подпольем, когда было уничтожено около 153 тыс. участников. Так что, выкинув только три послевоенных года, мы сократим смертность еще на 10%! 😊
А если ограничить анализ только послевоенным периодом, ссылаясь на то, что социализм построили в основном именно к этому времени? Цифры заиграют сусальным благолепием (последние два столбца). Картинку можно ещё «опрыскать елеем», включив в статданные следующие спокойные советские годы... Выводы из информации, предоставленной антисоветским фондом Яковлева, станут разительно противоречить оценкам антисоветских же «экспертов».
Почему? Потому что они свалили в одну кучу разношерстные и отнюдь не мирные периоды жизни СССР. А я, всего лишь, подчеркнул наличие серьёзных особенностей построения и развития советского государства и влияние на внутреннюю жизнь внешних условий.
Недаром Земсков В.Н., ученый и признанный специалист в вопросе подсчета репрессий в СССР, вынужден был признать, что при корректном сравнении масштаб советских репрессий никак не превосходит подобные потери в других цивилизованных странах.
Более того, и условия содержания в исправительно-трудовых заведениях СССР были вполне сносными. К примеру, в послевоенное десятилетие смертность на воле и в ГУЛАГе была практически одинаковой (по материалам ГУЛАГ 1918-1960) и даже чуть ниже (!) в абсолютных значениях, чем за период 1992-2017 годов в России. Сравнимы и главные показатели функционирования ГУЛАГа и подобных систем других развитых стран в пересчёте на 100 тысяч населения.
Беда же в том, что об этом не стремятся сообщать пропагандистские поделки типа "расследования" про Колыму, на которые не жалеют денег. Так и формируют у обывателя уверенность, что вся территория России буквально завалена «жертвами кровавого режима». Правда, в таком случае придётся признать, что подобное происходит во всех «цивилизованных» странах по сей день, несмотря на изменившиеся времена, законы и условия жизни…