Найти тему
SlowToPick

Взгляд на зарубежное кино про СССР

Оглавление

Привет, Дзен! В прошлых публикациях мы говорили о современных отечественных фильмах про СССР. И, как нетрудно догадаться, отношение у современных режиссеров и сценаристов к этому периоду сугубо негативное. Моё мнение таково, что историю родной страны нужно помнить и уважать, независимо от личных симпатий или неприязни к отдельным правителям, или даже к системе управления. А самое главное - история Россия наполнена такими историческими событиями, что не нужно ничего выдумывать, достаточно открыть академический учебник и у тебя будет материала на 100 фильмов вперед.

Но я отвлекся. В этой публикации я хотел бы рассмотреть взгляд с «другой стороны», то есть пойдет о зарубежных фильмах про СССР. Итак, начнем:

«Чернобыль», мини-сериал, 2019

Постер к сериалу «Чернобыль», 2019
Постер к сериалу «Чернобыль», 2019

Чернобыльская авария - одна из самых (если не самая) известных техногенных катастроф в истории. Заметьте - не крупнейшая катастрофа (пусть и всё равно крупная), а именно известная. Про Чернобыльскую катастрофу говорили много и долго, количество документальных фильмов, книг и исследовательских работ просто зашкаливает. И вот, в недалеком 2019 году от телеканала HBO вышел этот мини-сериал и сразу получил массу наград, а также признание критиков.

В России этот сериал встретили далеко не так однозначно, как за рубежом. Действительно, на экране видны попытки отобразить советский быт 80-ых, что было отмечено многими. Но за картинкой скрывались штампы, стереотипы, а хуже всего - откровенная ложь. Я отойду от эмоциональной составляющей, а также не коснусь актерской игры и перечислю только факты. В наличии: журналистская байка про «мост смерти», пьющее руководство, пьющие солдаты (при сухом законе), повсюду слежка КГБ (даже за руководителем КГБ!), байка про гибель трех инженеров-«водолазов», Щербина во время полёта готов расстрелять пилота и выкинуть профессора Легасова, которого сам и пригласил в комиссию по ликвидации, сам Легасов врёт всему миру в МАГАТЭ, КГБ запрещает всем исправлять атомные реакторы и всё скрывает, голые шахтеры, голодомор, человеческие жертвы, кошки живут с собаками, массовая истерия. Фух. Боюсь, что перечислил далеко не весь список.

Что ж, зарубежный взгляд 2019 года на «империю зла» практически не изменился. Разве что расстрелов стало меньше, хотя их всё ещё вспоминают в разговорах. Советское руководство здесь показано закостенелыми упрямцами, у которых на уме лишь карьера и награды. Они забивают на все проблемы поскольку считают, что ложь каким-то образом всё решит и никто не заметит. Атомные реакторы РБМК в сериале - это бомбы замедленного действия. В общем, нельзя доверять «этим русским» такое дело, как атомная энергетика.

«Шпионский мост», 2015

Постер к х/ф
Постер к х/ф

Вернемся чуть назад, в 2015 год, когда всемирно известный режиссер Стивен Спилберг снял фильм «Шпионский мост». Фильм получил широкое признание публики, критиков, а также получил массу наград.

Дело было так (далее спойлеры!): по завершению Второй Мировой войны Германия была поделена на две части - социалистическую ГДР на востоке и капиталистический Западный Берлин, соответственно, на западе. Границей служила т.н. Берлинская стена, обе стороны соединял Глиникский мост через реку Хафель, впоследствии названный «Шпионским мостом» (поскольку на нём происходили обмены пойманными шпионами и разведчиками). И вот, в 1957 году в США был арестован советский разведчик Рудольф Абель. Было принято решение судить его по закону, для чего ему назначили защитника - Джеймса Донована, специалиста по страховым делам. Абель наотрез отказывается от сотрудничества с американскими спецслужбами, и уж тем более от перевербовки. На суде Абеля едва не приговорили к смерти, но Доновану удалось смягчить приговор на 30 лет заключения, отчего сталкивается с массовым неодобрением американского общества. А в 1960 СССР удалось сбить самолёт-разведчик, взяв в плен пилота Гэри Пауэрса, после чего военный трибунал приговорил его к 10-ти годам лишения свободы. Вдобавок к этому у Берлинской стены арестовали американского студента Фредерика Прайора по подозрению в шпионаже. В итоге было принято решение об обмене Абеля на Пауэрса и Прайора, на что советское руководство согласилось. Обмен состоялся на том самом мосту, Донован восстановил своё имя, а Абель вернулся домой и продолжил работу.

Эта история требовала экранизации, которая, на мой взгляд, определенно заслуживает просмотра, но это не означает, что она была «безупречной». В картине практически не показан СССР, зато мы часто наблюдаем ГДР:

Да, эти советские варвары прикатили танки, колючую проволоку, противотанковые ежи, построили наблюдательные вышки (с которых ведут огонь) и прихватили из Сибири снег. В общем, где бы наши предки не оказались, они тут же начинали строить собирательный образ лагерей. Впрочем, что в фильме удалось, так это показать советского разведчика, Абеля.

Рудольф Абель в исполнении Марка Райлэнса и Джеймс Донован, роль которого исполнил Том Хэнкс
Рудольф Абель в исполнении Марка Райлэнса и Джеймс Донован, роль которого исполнил Том Хэнкс

Абель наотрез отказывается от какого-либо сотрудничества, он спокоен, прекрасно держится. Разве что американцы вновь показаны слишком благородными в обращении с ним. Вот слова Лидии Борисовны Боярской (приемная дочь Абеля):

У меня двоякое впечатление. Сами понимаете, больше всего меня интересовал полковник Абель. Понравился актер, игравший дядю Вилли (так Л.Б. называет приемного отца.). Искренен и даже похож. Дядя Вилли в его исполнении мужественный, немногословный, достойный. Это для меня главное. И Донован тоже настоящий.
Смущает другое: очень уж благородными показаны американцы. Но какие методы воздействия они на дядю Вилли оказывали. Держали немолодого уже человека в раскаленной камере-клетке при температуре 50 градусов. Сутками не давали спать. Все хотели перевербовать, предлагали деньги, звания. Где об этом? Он вернулся домой после их тюрьмы усталым, больным. Столько человек вынес. Но все равно они его не сломали.

Стивен Спилберг умеет снимать кино, чего и говорить, смотрится оно с интересом. Но в фильме полно штампов, «клюквы», искажения истории. СССР запрещал отстраивать Берлин, Абеля как будто готовились расстрелять по возвращению, а сам он так и не был признан разведчиком. В общем, пусть и с некоторым приукрашиванием, СССР был изображен немногим лучше, чем в сериале «Чернобыль».

«Враг у ворот», 2001

Постер к х/ф
Постер к х/ф

Честно признаюсь - на этот фильм я точу зубы с самого детства. В далеком 2001 году, когда мне довелось увидеть этот фильм, я спросил у своего дедушки: «Почему наши показаны такими плохими? Разве им не жалко своих?». Речь шла, разумеется, о сцене в Сталинграде, где бойцам после переправы выдавали винтовки без патронов, а другим - патроны без винтовок и посылали всех на немецкие пулеметы под слова: «Когда один из вас умрет - хватайте его винтовку, или патроны».

Главный герой, снайпер Василий Зайцев, получает патроны без винтовки
Главный герой, снайпер Василий Зайцев, получает патроны без винтовки

Дедушка так и ответил: «Все это кто-то придумал, такого не было». Но я до сих пор помню, как в те годы в сознании многих детей закреплялась именно такая картина. Не последнюю роль в этом сыграла та самая миссия из игры Call of Duty, где эту сцену повторяли слово в слово:

Найдите 10 отличий
Найдите 10 отличий

В общем. В фильме рассказывают историю об участии в Сталинградской битве Василия Григорьевича Зайцева - легендарного советского снайпера. После многочисленных успешно выполненных заданий, немецкое руководство отправляет в Сталинград своего лучшего снайпера на борьбу с Зайцевым. Битва показана фоном, парой открывающих сцен. Если браться за его наполнение, то здесь всё по методичке: стреляющие в отступающих заградотряды, глупые руководители обороны и трусливые солдаты РККА, атакующие из страха перед НКВД. Добавьте к этому любовный треугольник, благодаря чему в фильме вообще непонятно идёт ли в городе сражение.

Добавьте к этому самую омерзительную сцену полового акта посреди спящих красноармейцев и Вы получите некоторое представление о том, как наши западные партнеры видели ветеранов Великой Отечественной войны в 2001 году. Впрочем, мало что изменилось за эти 20 лет, зато отечественный кинематограф активно повторяет перечисленные штампы.

«К-19», 2002

Постер к х/ф
Постер к х/ф

В 1961 году на советской атомной подводной лодке с баллистическими ядерными ракетами К-19, которая находилась вблизи побережья США, произошла авария в система охлаждения реактора. Он вот-вот может расплавиться, что может привести к взрыву. Связь вышла из строя. Экипаж старается провести ремонт при помощи подручных средств, проводя ремонт прямо в реакторе, отчего 8 человек получили смертельные дозы радиации и вскоре погибли. Несмотря на растущее гамма-излучение, экипаж не покинул лодку и не позволил ей взорваться у берегов США, в конце концов дождавшись помощи от другой советской подлодки.

Открытое письмо членов первого экипажа атомной подводной лодки К-19 актеру Харрисону Форду, режиссеру Кэтрин Бигелоу и руководству компании "К-19 Film Production" Стивену Джаффе и Кристин Витакер
Ознакомившись с русским переводом сценария фильма "К-19: Оставляющая вдов", переданным нам вашим официальным представителем в России - компанией "ТТТ", считаем необходимым дать свою оценку прочитанному.
Вопреки заявлениям авторов фильма о намерении с документальной достоверностью воссоздать историю трагических событий, произошедших на борту нашей лодки в 1961 году. мы столкнулись с творчеством, воскрешающим худшие образцы мифов и художественных образов эпохи "холодной войны".

Все содержание сценария, стиль изложения, надуманность и глупость многих эпизодов и действий, приписываемых экипажу; сплошная нецензурщина и непристойные выражения в репликах персонажей: низкая общая культура и техническая безграмотность членов экипажа, их низкая дисциплина и безответственность, повальное пьянство, атмосфера неприязненности между членами экипажа - все это вызывает у нас, как у реальных участников описываемых событий, чувство глубокого возмущения и протеста против подобной трактовки трагедии. разыгравшейся на борту нашего корабля в 1961 году.

Весь дух этого сценария направлен, с нашей точки зрения, на оскорбление не только личного состава первого экипажа подводной лодки К-19, но и всего Флота Советского Союза и Российской Федерации. Это надругательство над памятью о погибших в этой трагедии настоящих сыновьях нашего Отечества.

Такое письмо отправил первый экипаж, когда им дали прочитать первоначальный сценарий фильма. После чего из сценария вырезали некоторые наиболее вопиющие моменты.

Алексей Востриков, прототип - капитан 1-го ранга Николай Затеев
Алексей Востриков, прототип - капитан 1-го ранга Николай Затеев

В целом фильм получился более-менее достоверным, в нем отражены героические действия экипажа подводной лодки, хотя, конечно, нашлось место для странных сцен: противостояние командира и старпома, американские самолёты и корабли лодке в том походе не встречались, паники и желания сбежать тоже не было, как и футбола на льду. Экипажу, которому показывали этот фильм, очень понравилась игра актеров, особенно Харрисона Форда. А вот насчёт правдоподобности сцены с танцем под «Калинку-малинку» на подводной лодке выяснить не удалось :-)

На этом, пожалуй, пока остановлюсь. Память подкидывает ещё несколько фильмов, среди которых был отвратительный «Номер 44», скандальная комедия «Смерть Сталина», ну а разбирать фильмы вроде «Рэмбо 3» смысла нет - итак понятно в каком виде там изображен СССР. В целом, картина складывается скорее удручающая. От отечественного кино всё это отличается лишь качеством и бюджетом.

А на этом пока всё! Если Вы хотите поблагодарить автора, то это можно сделать абсолютно бесплатно - достаточно поставить лайк и подписаться на канал :-) Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!