Найти в Дзене
Anrelony

Хозяева и рабы денег! Часть 3.

Эксклюзивное право производить деньги без необходимости считаться с давлением конкурентного рынка есть аппарат порабощения, гнусная привилегия, которую монополисты могут удерживать исключительно путем обмана и принуждения.

Поддельные бусы аггри и пáнос были оружием, использовавшимся для приобретения человеческого времени по несправедливой цене; эти действия привели к прямой краже 12,5 млн человеческих жизней между 1501 и 1806 годами (и косвенной краже их потомства). Трансатлантическая работорговля была медленным холокостом африканцев; около 2 миллионов человек погибли на печально известном «Среднем пути» (маршрут работорговли из Африки в Вест-Индию), а те, кто выжил, провели остаток своей жизни, трудясь или рожая детей с тем, чтобы пополнить запасы своего рабовладельца. Если попытаться оценить это зверство с экономической точки зрения (без учета тех, кто уже родился в рабстве), то, исходя из предположения, что средний раб мог бы работать 5000 часов в год в течение 40 лет, общее количество украденного времени ошеломляет — более 2,5 трлн (2.500.000.000.000) часов, или 6,8 млрд украденных часов в год в течение 365 лет

-2

Трансатлантическая была искажением здорового экономического порядка — столь же ужасным, сколь гигантским; если бы монополии по производству денег столкнулись со свободной рыночной конкуренцией, этот ужас человеческой истории не мог бы достичь таких колоссальных масштабов. В условиях (ненасильственной) рыночной конкуренции действия производителей определяются предпочтениями потребителей: динамикой, которая стимулирует установление оптимальных цен и технологические инновации. В отсутствие этой ответственности перед потребителями производители имеют стимул делать все необходимое — вплоть до насильственного принуждения — для расширения своей доли. Просто давление свободного рынка заставляет людей быть честными, и таким образом структуры рынков и моральность общества оказываются взаимно переплетены.

Рынки, суверенитет и моральность

«Чтобы быть моральным, поступок должен быть свободным», — Мюррей Ньютон Ротбард.

Конкуренция — это естественный процесс открытия: в спорте именно так мы узнаем, какая команда более компетентна в каждой отдельной игре; многократное состязание на протяжении всего игрового сезона — это то, как мы узнаем, какая команда сильнее в целом. На свободных рынках конкуренция — это совокупность игр, в которые играют, чтобы обнаружить «удовлетворение потребностей»: каждый предприниматель делает свои «ставки» (инвестиции капитала, денег и времени), пытаясь доказать своим конкурентам, что те занимают на рынке ошибочную позицию, через предложение лучших, более быстрых или дешевых решений проблем их клиентов. Рыночная конкуренция — это катализатор честного труда и подлинного прогресса на благо цивилизации. Как говорили американские прагматики: «истина — конец исследования»; в этом смысле свободный рынок можно рассматривать как установку на непрерывное исследование, целью которого является приближение к истине. Идеи, порождаемые конкуренцией, которые выдерживают постоянное давление связанного с ней предпринимательского любопытства, становятся нашими наилучшими приближениями к истине. Как сказал Уильям Джеймс,

«Любая идея, на которую мы можем опереться … любая идея, которая успешно переносит нас из одной части нашего опыта в другую, успешно связывая вещи, работая надежно, экономя труд… Любая такая идея является истинной лишь для многих, лишь до сих пор, лишь опосредованно».

С прагматической точки зрения истина трудно отделима от того, что является наиболее полезным. На форумах свободного обмена истина генерируется в форме точных цен, полезных инструментов и личной доблести. Цены динамически выражают совпадения участников рынка по относительным курсовым коэффициентам — производным бесчисленных торговых решений во времени. Инструмент с наибольшей полезностью — это результат применения самых точных и передовых знаний человечества для решения конкретной проблемы. Иными словами, когда предприниматели экспериментальным путем исследуют природу реальности, инструменты, которые они производят — как и структура знаний, с помощью которой эти инструменты сконфигурированы — адаптируются под предпочтения клиентов до тех пор, пока одно или несколько наиболее успешных решений не станут доминирующими на рынке. Доблесть и конкурентоспособность — черты характера, присущие успешным предпринимателям, которые умудряются выживать в условиях постоянного экономического давления и неся личную ответственность за получение прибыли. Эта функция поиска истины на свободных рынках, по сути, является итеративной: цены, инструменты и добродетели постоянно меняются в соответствии с рыночными условиями.

«Баллы», зарабатываемые в рыночных играх открытия и приближения к истине, деноминированы в деньгах — инструменте, используемом для расчетов, ведения переговоров и наиболее эффективного исполнения сделок. Рыночная конкуренция — это процесс, поддерживающий честность производителей. Когда конкуренция подавляется — через принуждение или прямое насилие, как это происходит в рамках «законных монополий», — истина искажается, и это выливается в неточные цены, некачественные инструменты и индивидуальную безнравственность участников такого общества. С точки зрения производства денег, монополизация означает, что нечестные производители превращаются в фальшивомонетчиков и получают [построенную на обмане и насилии] власть над человеческим временем.