Найти тему
Болотный козодой

Клише — не приговор

Данная статья не является пособием к действию или истиной в последней инстанции. Это всего лишь размышление автора на указанную тему. Автор не является филологом, допускает ошибки, как и любой человек.

Взято из открытых источников сети Интернет
Взято из открытых источников сети Интернет

Прежде чем говорить, почему клише это не такая плохая вещь, как о ней принято говорить, необходимо определиться, а что под этим подразумевается. Википедия говорит, что клише - установленная традицией застывшая форма. На других сайтах определения несколько разнятся, но всех их можно объединить расплывчатым "нечто ожидаемое". Клише - это то, к чему все привыкли, то, о чем догадываются. Если раньше клише относилось разве что к речевым оборотам, то теперь оно может относится к совершенно любой части книги/фильма/сериала. Это могут быть персонажи, повороты сюжета, детали обстановки или фразы диалога.

Можно разделить клише в искусстве на следующие виды:

  1. Технические (речевые обороты, фразы персонажей. Например, "железный занавес");
  2. Персональные (характеры и внешность персонажей, например, благородный разбойник или пират с повязкой на глазу и попугаем на плече);
  3. Сюжетные (ожидаемые повороты сюжета, например, избранный побеждает злодея, история начинается с пробуждения главного героя).

Почему клише — это плохо?

Взято из открытых источников сети Интернет
Взято из открытых источников сети Интернет

Для того чтобы понять, почему клише — это плохо, нужно понять для чего мы с вами читаем книги. Кто-то хочет отвлечься от рутины и углубиться в захватывающие приключения. Кто-то любит играть с автором и пытаться узнать убийцу старушки быстрее, чем это выяснит детектив. Кто-то любит ощущение пробегающих по спине мурашек и первобытного ужаса. И когда читатель или зритель находится "внутри истории", то ожидаемые повороты сюжета из этой самой истории выбивают, а клишированные персонажи больше действуют на нервы. Наиболее распространённый пример: злой злодей совершающий злые дела. И это непременно будет личность с тонкой организацией души, которая в детстве получила травму, и с тех пор мстит всем и вся. Еще хуже, если у злодея нет вообще никакой мотивации для того, чтобы портить жизнь хорошим ребятам.

Сейчас стало модно писать истории от лица злодеев, ведь хорошими и добрыми протагонистами люди наелись. Но на самом деле от изменения слагаемых результат не поменялся. Зачастую это все те же самые персонажи, которые продолжают совершать добрые дела, а общество продолжает их не принимать, просто под другой оберткой.

Основная проблема таких историй и персонажей в том, что за ними скучно наблюдать. Мы и так знаем, куда всё катится и чем всё закончится. И поэтому использовать клише подобным образом - плохо.

Почему клише — это хорошо?

Взято из открытых источников сети Интернет
Взято из открытых источников сети Интернет

Во всех советах по писательству я встречала совет "Не начинайте историю с пробуждения героя. Это вызовет у читателя желание сразу закрыть книгу". Да, плавали-знаем. Сколько раз вы встречали книгу или фанфик, где главная героиня просыпается от падающих в окно солнечных лучей? Комбо, если после этого она описывает свою внешность через зеркало.

Но что будет если подать пробуждение героя, скажем, не в мягкой кровати в своей комнате, а в трясущейся телеге с несколькими непонятными незнакомцами? Герой при этом связан, а вокруг полно солдат, и везут вас явно не на прогулку в ботанический сад. (Да, Skyrim, я на тебя смотрю) Или пробуждение героя на больничной койке. Рядом стоит человек с дробовиком и отстреливает трехногих монстров с лицами Дженнифер Лопес, поющих заставку из Санта-Барбары. Интригует? Вы вместе с героем не понимаете, что происходит. Жизнь вас к такому не готовила, и вы вместе будете со всем этим разбираться.

Если клише подать непривычным образом, разрушить ожидания читателя, то погружение в историю станет только глубже.

Еще один ответ на вопрос: клише делают нам комфортно. Да, мы знаем, что Мстители спасут мир от Локи, и что Ромео с Джульеттой в конце умрут. Да, мы знаем, что героиня выйдет замуж за ректора академии, а убийцы потерпят крах. Это и хорошо. Пусть так и будет, ведь такие истории позволяют нам расслабиться.

Историю вполне можно сравнить с пляжем, на который мы пришли отдыхать. В одном случае клише на этом пляже является мусором, который портит восприятие и отбивает любое желание от прогулки по нему. А в другом случае клише будут являться расставленными по пляжу гамаками и раздевалками.

Клише - это такой же инструмент донесения информации, как и любой другой. Всё зависит от того, как автор его использует и под каким соусом подает. Всё в истории должно работать на сюжет, на то, чтобы двигать его вперед и раскрывать персонажей и клише в этом может отлично помочь.