Найти тему
В небе и космосе

Не повторит ли «Checkmate» судьбу «Арматы» и «СУ-57»?

изображение с сайта mirtesen.ru
изображение с сайта mirtesen.ru

Ну вот и закончился «МАКС-2021». И конечно, самым впечатляющим событием авиасалона стала презентация российского однодвигательного истребителя 5 поколения «Checkmate», или как его еще называют - «СУ-75». Понятно, что его разработкой занималось ПАО «Сухой». Чем же похвастался разработчик? Характеристики, предоставленные разработчиком, честно говоря впечатляют: скорость — 2 М; дальность — 2400 км; боевая нагрузка — 7,4 тонны; двигатель - «Изделие 30» (такой же двигатель будет устанавливаться и на «СУ-57», но на первой стадии установлен проверенный «АЛ-41Ф1»); авионика — максимально совместимая с «СУ-57»; пушка - «ГШ-301»; РЛС с АФАР; ОЛС-35(оптико-лазерная станция). Короче говоря, «нафарширован будет истребитель по полной программе». И что самое привлекательное(для стран, так сказать с небольшим достатком) — так это стоимость, котораяпо ориентировочным данным составит 25-30 млн $ (ну это скорее всего маркетинговый ход). Представляете, вместо одного американского «F-35» можно будет приобрести сразу два «СУ-75»!!! Ну очень выгодно! Поэтому, по заявлению Ю. Борисова, спрос на «СУ-75» оценивается ориентировочно в 300 экземпляров, а поставки ожидаются в Индию, Вьетнам и в страны Африки. Так же, по информации от разработчиков, приобрести «СУ-75» можно будет даже очень скоро: первый полет истребителя намечен на 2023 год, а поставки могут начаться с 2026 года. И тут же «специалисты»(и не специалисты) кинулись в рассуждения о том, как «СУ-75» сможет «заткнуть за пояс» и американский «F-35» и китайский «FC-31»(истребители 5 поколения). Честно говоря, пока я читал ТТХ «СУ-75» и лестные отзывы специалистов, то моим ушам становилось все тяжелее и тяжелее. Спросите — от чего? Да просто вес «лапши на ушах» становился все больше и больше. Первое несоответствие заметили иностранные специалисты: заклепки на планере выступали на несколько мм, а это ну никак не соответствует истребителю 5 поколения. А вскоре все пришли к выводу, что это просто макет в натуральную величину. Ну ладно, через год соберут натуральный истребитель (2022 г.). И что, в 2023 году он уже полетит???? Хочется напомнить, что полномасштабный макет «Т-50» (в будущем «СУ-57») был собран еще в 2004 году, а полетел «Т-50» только в 2010 году. Хоть «СУ-57» и был принят в эксплуатацию в 2020 году, но его испытания до сих пор не завершены. Итого: от макета до принятия в эксплуатацию «СУ-57» прошло 16 лет!!! Так вот, похоже «СУ-75» полетит не ранее 2025 — 2026 года. И еще смущает то, что маркетологи от авиации обещают пустить на экспорт около 300 «СУ-75». Не повторит ли «СУ-75» «грабли» «Арматы» и «СУ-57»? Ведь если они не эксплуатируются в ВС РФ, то какие же страны их будут покупать(в ВВС и ВМФ уже эксплуатируется 467 «F-35»)? Исходя из вышесказанного, можно сделать однозначный вывод: начало презентации «Checkmate» стало началом очередного «распила» бюджетных денег....

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.