Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Спуск": Истинный смысл погружения во тьму безумия и мести. И никаких монстров!

Календарь принес мне ошибочную праздничную дату - якобы, 15 лет назад вышел "Спуск" Нила Маршалла. Это верно лишь отчасти, в США в широком прокате этот хоррор действительно появился только в августе 2006-го, но у нас фильм отпремьерили еще в январе, а в родной Британии картина и вовсе была представлена публике еще весной 2005 года. В общем, путаница. Путаница, которая не помешала мне пересмотреть хорошее кино и озадачиться моим любимым вопросом - а верно ли мы поняли происходящее на экране? Не скрывается ли за встречей шести искательниц острых ощущений с подземными монстрами нечто большее? И да, у меня возникла весьма стройная теория о подлинной сути вещей.

-2

"Спуск" заслужил любовь публики сразу по нескольким причинам: в фильме одна из мощнейших открывающих сцен, в сюжете задействованы только женские персонажи, действие забрасывает нас в непривычную и неприятную обстановку сырых пещер без пути к спасению, на исходе часа представление о грозящей героиням опасности радикально меняется и кратно усиливается. Я неслучайно не упомянул о монстрах. Да, так называемые "краулеры", слепые антропоморфные существа, охотящиеся в темноте на случайных гостей гротов и скальных переходов, получились весьма впечатляющими - их вполне можно внести в число самых пугающих тварей, придуманных хоррормейкерами в 21 веке. Но вот в чем загвоздка - согласно моей теории, их не существует.

-3

Нет, понятно, что кино - всего лишь выдумка. Однако, даже во вселенной, придуманной Нилом Маршаллом может оказаться так, что краулеров видит только Сара, а все насилие, что они с собой принесли - дело ее собственных рук. Но чтобы разобраться во всех деталях этой теории, нам конечно нужно будет вернуться к самому началу фильма, ведь именно стартовая катастрофа изменила мировосприятие главной героини, о чем говорят ее постоянные видения. Кроме того, совершенно очевидно, что физическую потерю дочери предваряла эмоциональная потеря супруга. И на этом базисе я строю предположение о безумии Сары, которое толкнуло ее на страшную месть.

-4

Вспомните, год назад в страшной аварии главная героиня потеряла дочь и мужа, но если к воспоминаниям о девочке она возвращается постоянно, то супруга не вспоминает никогда. Почему? Совершенно очевидно, что Пол ей изменял с Джуно. Прямо об этом не говорится, но, видимо, Сара была в курсе, не исключено даже, что пара готова была расстаться - настолько очевидными были ухаживания мужчины за подругой жены, так не делается, если ты хранишь адюльтер втайне. Смирилась ли Сара с потерями? Конечно, нет. Но если потерю дочери никому, кроме Господа, не предъявишь, то за ушедшего к другой супруга спросить есть у кого - только поэтому героиня согласилась снова встретиться со старыми подругами и "разлучницей", очевидно, рассчитывая поквитаться.

-5

Эмоциональный раздрай - а на месть, знаете ли, нужно решиться - дополнило физическое напряжение. Перед погружением в подземный ход Ребекка предупреждает подруг - замкнутое пространство пещер может вызвать "обезвоживание, дезориентацию, клаустрофобию, паранойю, панические атаки, ухудшение зрения и слуха и галлюцинации". О том, что галлюцинации преследуют Сару без всякой спелеологии, Маршалл рассказал нам в эпизодах с гаснущим в больнице светом и воткнувшимся в окно хижины штырем - героиня явно предрасположена к психологическому срыву, а уж потаенные голоса и мерещущиеся "чертики" должны были в таком состоянии появиться обязательно.

-6

Но идем дальше. Склонность к галлюцинированию Сара подтверждает даже после всех событий - оба финала демонстрируют ее окончательное сумасшествие. В одном варианте она видит мертвую подругу рядом с собой в машине, в другом - дочь с собой в пещере. Какую бы из концовок вы ни выбрали, в ней женщина лишается остатков разума. Но еще интереснее - первая встреча с краулерами. Кто первым услышал и увидел монстров? Именно Сара. И тут есть два варианта: либо чудовищ женщина выдумала полностью, чтобы оправдать убийство своих подруг, либо же она действительно увидела нечто непонятное, но не слишком опасное, и это что-то вдохновило ее на последующие убийства.

-7

Готовилась ли Сара тому, чтобы устроить в пещерах резню? Да, скорее всего. Иначе чем еще объяснить то, что за день до хода она вдруг перестала принимать лекарства, связывающие ее с реальностью. Способна ли она была убивать? Как оказалось, очень даже - своими руками Сара убила лучшую подругу и нанесла увечье "разлучнице", обрекая ту на страшную гибель. В фильме мы видим, что Джуно остается раненой наедине с толпой монстров, но эту сцену можно интерпретировать и по-другому - на разрушившую семью бывшую подружку обрушивается вся накопленная за год (а правильнее - брать период еще раньше) ярость, ненависть и желание наказать обидчицу. Это, знаете ли, пострашнее людоедов будет.

-8

На дополнительные размышления наводят и игры Нила Маршалла с числом пять. Скольких краулеров убила слетевшая в катушек Сара? Пятерых. И ровно столько с ней опустилось подруг под землю. Возможно, таким образом автор фильма проводит параллель между воображаемыми схватками женщины с монстрами и ее реальными нападениями на своих попутчиц. Ровно пять свечей мы видим и на праздничном торте, который в видениях Сары преподносит ей дочь. Свечи задуваются, пламя гаснет, и это тоже может означать гибель пяти героинь. Кстати, в последней сцене с дочерью в пещере на торте уже шесть свечей. Означает ли это, что Сара присоединилась к миру мертвых и обрела, наконец, покой?

-9

Тонким местом в этой теории мне видится лишь один эпизод - смерть Холли, которая произошла на глазах у всей остальной пятерки, и которую, кажется, действительно растерзало существо из тьмы пещер. Что же, здесь мне довольно просто натянуть сову на глобус. Объяснить это я могу нападением какого-то зверя, не обязательно краулера. В пещерах могут находиться и другие хищники, а напуганные женщине в темноте, пронзаемой лучами пары фонариков, могли себе напредставлять и не такого. А для Сары травма, а затем и гибель Холли могла послужить спусковым крючком - если пещера забрала одну жизнь, то ей легко можно будет скормить и еще четыре тела. Считайте, нападение волка или медведя стало знаком свыше: "Иди и трансформируй свою боль в ярость!"

-10

В кино жестокость и животная ненависть часто обретают метафорический вид, прием с безумием, обличенным в видения, использовался в "Бойцовском клубе" и "Запрещенном приеме", Маршалл здесь не первый и не последний. Возможно, он не настолько прямолинеен, как другие, а может, ему захотелось сохранить интригу (в одном из интервью режиссер указывал, что хотел показать краулера в кошмаре Сары, но тогда это точно сделало бы существ частью воображения героини). Но сейчас, по прошествии 15 лет теория о безумии героини, погрузившейся во тьму и буквально, и фигурально, видится мне вполне отчетливой и обоснованной.

-11

Да, вы заявите мне про сиквел. Там, мол и Сара выбралась, и Джуно выжила. Но, положа руку на сердце, признайтесь - "Спуска 2" не должно было быть. То, что нам выдают за продолжение, является чистой воды профанацией и диким варварством, топчущим великий хоррор. Спорить с защитниками Сары, считающих сиквел ее алиби, не стану, продолжение для меня - не канон. Хотя пойму тех, кто посчитает, что Киновед просто съезжает с неудобного для него вопроса, легко разрушающего "стройную" теорию.

-12

В общем, я все сказал - по-моему, получилось достаточно убедительно и не лишено смысла. Как и во всех остальных моих теориях - поищите по каналу, наверняка что-то вас зацепит. А я пока пошел смотреть новые фильмы и пересматривать старые, интересные тексты на пустую голову не родятся - и скоро здесь появится много нового. Читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, не бойтесь темноты, и...

-13

Увидимся в кино!