Найти тему

"Никогда не думала, что можно научиться "правильно ЗАПРЕЩАТЬ" Теперь наши отношения с сыном улучшились"

Оглавление

Часто мы сталкиваемся с ситуацией запретов ребенку. Некоторые родители, приходя на консультацию, вздыхают, как эта мама –

"Я уже не могу его наказывать! Не могу беспрерывно все запрещать что-то!
Я ж не Цербер, не хочу так жить. Надоело постоянно придумывать наказания и бороться с негативной реакцией сына"

После нескольких занятий с психологом эта мама попробовала использовать на практике накопленный опыт и радостно сообщила на очередной встрече:

"Никогда бы не подумала, что можно научится "запрещать правильно". Теперь я этому научилась и наши отношения с сыном улучшились"

Давайте сегодня разберемся в этом вопросе.

Как правильно запрещать ребенку, чтобы не уменьшить негативную реакцию и добиться исполнения требований?

5 правил, которые необходимо усвоить родителям, чтобы запрет был воспитательным моментом и не вызывал агрессии.

1 правило «Лучше меньше»

У ребенка не должно быть много запретов. Если каждую секунду человек получает массу указаний с одергиваниями:

  • «Туда нельзя!»,
  • «Сюда не ходи»,
  • «Это не трогай»,
  • «То не бери»

и т.д., то они сливаются у него в сплошную массу ограничений, которая возможно станет критической и произойдет взрыв.

Проанализируйте обстановку и сразу обговорите с ребенком правила. Например, если вы приехали на море, то задайте себе вопрос:

«Что опасного для жизни может произойти с ребенком?»

Возможно это

  • купание в шторм
  • купание на глубине,
  • возможно это прыжки с пирса в определенном месте.

Оцениваете обстановку и сразу говорите ребенку:

«Ты можешь плавать здесь, НО, я запрещаю тебе заплывать туда»
«Ты можешь прыгать с этого бортика пирса, НО я запрещаю тебе прыгать с другой стороны. Понятно?»

Нужно убедиться, что ребенок услышал Вас и понял.

2 правило «Когда мы едины, мы непобедимы»

Мнение родителей должно быть единым. Сразу обсудите какой-либо запрет вместе со своей второй половиной. Нет ничего хуже для ребенка, чем расхождение в требованиях между мамой и папой.

Пример, как делать НЕ нужно:

Подросток психанул на пляже, после того как мама на него накричала, увидев, что он пьет ледяной сок из бутылки.

Мама: «Я же сказала тебе: « Не пей холодный сок!» Вечно ты меня не слушаешь»

Папа: «Да, что ты завелась, не будет с ним ничего, лето, жара, когда еще пить холодное, зимой что ли?»

Подросток: «Вот, вот и я о том же. Отстань. Мне папа разрешает»

3 правило «Нельзя ни при каких условиях!»

Если Вы запретили что-то, то никогда НЕ «идите на попятную». Никакие уговоры, заверения или слезы не должны убедить Вас поменять свое решение.

Это важно в воспитательных целях и создает ощущение безопасности для ребенка. Сию секунду, возможно Вы снимете напряжение – уступив, но в долгосрочной перспективе это очень вредно. Ребенок НЕ научится предугадывать последствия своего поведения и, как следствие, нормально адекватно себя вести.

4 правило «Я тебе сопереживаю, НО все равно запрещаю!»

То, с какой интонацией или эмоцией Вы объявите ребенку Ваш запрет очень важно. Не стоит злорадствовать!

Ребенок должен чувствовать и понимать, что Вы ему сопереживаете, что Вы понимаете его чувства.

Вариант запрета НЕ верный:

«С того камня прыгать в море тебе нельзя. Нельзя и точка. И что с того, что другие пацаны прыгают, на них мне наплевать. Я сказала: «Нельзя». Посиди на жаре, надувшись – «на обиженных воду возят»!

Вариант запрета верный:

Тот же самый запрет можно преподнести следующим образом: «Послушай меня, вон там море очень глубокое и волны сильно бьются о камни. Поэтому ты можешь НЕ можешь прыгать с того камня.

Я считаю, что это опасно для твоей жизни и я буду волноваться за тебя.

Понимаю, что тебе очень хотелось бы...Вижу, что ты расстроен. Но, давай договоримся, пока мы отдыхаем здесь вместе и я за тебя отвечаю, ты будешь прыгать только с пирса».

Подростку запретили что-то делать, но при этом:

  • мама объяснила «почему нельзя»,
  • показала, что видит его расстройство
  • сказала о своих чувствах («Я буду волноваться, а хочу отдыхать»).
  • предоставила альтернативу, которая всех устроит – «прыгать с пирса»

5 правило «Без учета мнения других»

Запрещая что-то, старайтесь избегать фраз типа:

«Что скажет хозяйка гостиницы?» или

«Тебе нельзя мороженное, потому, что в группе никто его не ест»

или «Посмотри, все дети сидят на берегу, никто не лезет в холодное море».

Если часто опираться на общественное мнение, то ребенок начнет придавать ему слишком большое значение. Он будет ориентироваться на оценки и мнения других людей в более взрослом возрасте.

Старайтесь озвучивать ребенку СВОЕ мнение, СВОИ аргументы, СВОИ чувства, которые Вы испытывайте в данной ситуации.