Часто мы сталкиваемся с ситуацией запретов ребенку. Некоторые родители, приходя на консультацию, вздыхают, как эта мама –
"Я уже не могу его наказывать! Не могу беспрерывно все запрещать что-то!
Я ж не Цербер, не хочу так жить. Надоело постоянно придумывать наказания и бороться с негативной реакцией сына"
После нескольких занятий с психологом эта мама попробовала использовать на практике накопленный опыт и радостно сообщила на очередной встрече:
"Никогда бы не подумала, что можно научится "запрещать правильно". Теперь я этому научилась и наши отношения с сыном улучшились"
Давайте сегодня разберемся в этом вопросе.
Как правильно запрещать ребенку, чтобы не уменьшить негативную реакцию и добиться исполнения требований?
5 правил, которые необходимо усвоить родителям, чтобы запрет был воспитательным моментом и не вызывал агрессии.
1 правило «Лучше меньше»
У ребенка не должно быть много запретов. Если каждую секунду человек получает массу указаний с одергиваниями:
- «Туда нельзя!»,
- «Сюда не ходи»,
- «Это не трогай»,
- «То не бери»
и т.д., то они сливаются у него в сплошную массу ограничений, которая возможно станет критической и произойдет взрыв.
Проанализируйте обстановку и сразу обговорите с ребенком правила. Например, если вы приехали на море, то задайте себе вопрос:
«Что опасного для жизни может произойти с ребенком?»
Возможно это
- купание в шторм
- купание на глубине,
- возможно это прыжки с пирса в определенном месте.
Оцениваете обстановку и сразу говорите ребенку:
«Ты можешь плавать здесь, НО, я запрещаю тебе заплывать туда»
«Ты можешь прыгать с этого бортика пирса, НО я запрещаю тебе прыгать с другой стороны. Понятно?»
Нужно убедиться, что ребенок услышал Вас и понял.
2 правило «Когда мы едины, мы непобедимы»
Мнение родителей должно быть единым. Сразу обсудите какой-либо запрет вместе со своей второй половиной. Нет ничего хуже для ребенка, чем расхождение в требованиях между мамой и папой.
Пример, как делать НЕ нужно:
Подросток психанул на пляже, после того как мама на него накричала, увидев, что он пьет ледяной сок из бутылки.
Мама: «Я же сказала тебе: « Не пей холодный сок!» Вечно ты меня не слушаешь»
Папа: «Да, что ты завелась, не будет с ним ничего, лето, жара, когда еще пить холодное, зимой что ли?»
Подросток: «Вот, вот и я о том же. Отстань. Мне папа разрешает»
3 правило «Нельзя ни при каких условиях!»
Если Вы запретили что-то, то никогда НЕ «идите на попятную». Никакие уговоры, заверения или слезы не должны убедить Вас поменять свое решение.
Это важно в воспитательных целях и создает ощущение безопасности для ребенка. Сию секунду, возможно Вы снимете напряжение – уступив, но в долгосрочной перспективе это очень вредно. Ребенок НЕ научится предугадывать последствия своего поведения и, как следствие, нормально адекватно себя вести.
4 правило «Я тебе сопереживаю, НО все равно запрещаю!»
То, с какой интонацией или эмоцией Вы объявите ребенку Ваш запрет очень важно. Не стоит злорадствовать!
Ребенок должен чувствовать и понимать, что Вы ему сопереживаете, что Вы понимаете его чувства.
Вариант запрета НЕ верный:
«С того камня прыгать в море тебе нельзя. Нельзя и точка. И что с того, что другие пацаны прыгают, на них мне наплевать. Я сказала: «Нельзя». Посиди на жаре, надувшись – «на обиженных воду возят»!
Вариант запрета верный:
Тот же самый запрет можно преподнести следующим образом: «Послушай меня, вон там море очень глубокое и волны сильно бьются о камни. Поэтому ты можешь НЕ можешь прыгать с того камня.
Я считаю, что это опасно для твоей жизни и я буду волноваться за тебя.
Понимаю, что тебе очень хотелось бы...Вижу, что ты расстроен. Но, давай договоримся, пока мы отдыхаем здесь вместе и я за тебя отвечаю, ты будешь прыгать только с пирса».
Подростку запретили что-то делать, но при этом:
- мама объяснила «почему нельзя»,
- показала, что видит его расстройство
- сказала о своих чувствах («Я буду волноваться, а хочу отдыхать»).
- предоставила альтернативу, которая всех устроит – «прыгать с пирса»
5 правило «Без учета мнения других»
Запрещая что-то, старайтесь избегать фраз типа:
«Что скажет хозяйка гостиницы?» или
«Тебе нельзя мороженное, потому, что в группе никто его не ест»
или «Посмотри, все дети сидят на берегу, никто не лезет в холодное море».
Если часто опираться на общественное мнение, то ребенок начнет придавать ему слишком большое значение. Он будет ориентироваться на оценки и мнения других людей в более взрослом возрасте.
Старайтесь озвучивать ребенку СВОЕ мнение, СВОИ аргументы, СВОИ чувства, которые Вы испытывайте в данной ситуации.