Найти тему
Русская глубинка

Малые формы в православной архитектуре

Помимо церквей в культовой православной архитектуре существуют малые формы. Это часовни, часовенные столбы и поклонные кресты. Часовня это небольшая христианская постройка культового назначения. От церкви она отличается отсутствием алтаря. В часовнях не совершается литургия, но читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами. Название часовни произошло от совершаемого в ней богослужения суточного круга – так называемые «часы», которые означают краткие службы. К ним относятся вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. Обычно часовня строится в память каких-либо духовно значимых исторических событий, в местах явления чудотворных икон, у святых источников, а также как надгробный памятник.

В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, источников. Со временем и источники возле новых часовен освящались и могли становиться почитаемыми.

Примеры часовен в Ивановской области.

Часовня Всех скорбящих радости в д. Беляницы Ивановского района.  Яркий пример небольшой сельской часовни в русском стиле.
Часовня Всех скорбящих радости в д. Беляницы Ивановского района. Яркий пример небольшой сельской часовни в русском стиле.
Часовня Георгия Победоносца в селе Седельницы Комсомольского района.
Часовня Георгия Победоносца в селе Седельницы Комсомольского района.
Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Батманы Кинешемского района.
Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Батманы Кинешемского района.
Часовня Николая Чудотворца в селе Дунилово Шуйского района.
Часовня Николая Чудотворца в селе Дунилово Шуйского района.
Часовня  в составе храмового комплекса в селе Порздни Лухского района.
Часовня в составе храмового комплекса в селе Порздни Лухского района.
Часовня Леонтия Михайловского на святом источнике в селе Михайловское Фурмановского района.
Часовня Леонтия Михайловского на святом источнике в селе Михайловское Фурмановского района.

Однако церковь или часовня — не единственный вариант священного сооружения. В небольших поселениях были свои святые места. Они оформлялись скромнее, в соответствии с возможностями местных жителей, их украшали небольшими объектами – часовенными столбами. Часовенный столб (часовня – столбовка) это сооружение, напоминающее памятник или обелиск – столб с изображенной на нем иконой и навершием в виде маленькой главки с крестом без внутреннего пространства. Для иконы часто бывает специальная ниша. Размеры и конфигурация часовенных столбов могут быть разными – от небольшого возвышения, сложенного из нескольких кирпичей, до крупной городской доминанты.

Часовенные столбы, как и более крупные часовни, располагались в особенных местах – на центральных улицах и площадях, при въездах в населенный пункт. Чаще всего часовенные столбы устанавливались в деревнях, где не было возможность возвести более крупные религиозные сооружения и фактически могли играть ту же роль, что и часовни в больших городах и селах. Площадь вокруг часовенного столба становилась центром общественной жизни. Там могли собираться люди, как для общей молитвы, или отмечания православных праздников, так и для решения мирских дел. От одной часовни к другой мог идти крестный ход.

Часовенный столб в д. Ильинская Савинского района.
Часовенный столб в д. Ильинская Савинского района.
Часовенный столб в д. Тепловская Лухского района.
Часовенный столб в д. Тепловская Лухского района.
Часовенный столб у колодца в д. Луканино Пестяковского района.
Часовенный столб у колодца в д. Луканино Пестяковского района.
Часовенный столб в д. Косовка Южского района.
Часовенный столб в д. Косовка Южского района.
Часовенный столб в д. Горячево Савинского района.
Часовенный столб в д. Горячево Савинского района.

Во многих русских областях существовала традиция возведения поклонных крестов. Обычно их делали из дерева. В самом простом варианте это вертикальный брус с двумя горизонтальными перекладинами и косой планкой в нижней части. Бруски украшались рельефными надписями, изображениями, узорами. Иногда в перекрестье устанавливались икона и лампада.

Часто кресты могли располагаться у дорог, служа ориентиром для пешеходов и всадников, давая возможность путникам помолиться вдали от дома. Еще распространенным типом крестов были так называемые «пограничные» кресты. Кресты обычно ставили на границах поселений, обозначая вход на территорию и защищая ее от враждебных внешних сил. Нередко крест устанавливается на месте разрушенной святыни или памятного места.

Поклонный крест у дороги к Горицам в Шуйском районе.
Поклонный крест у дороги к Горицам в Шуйском районе.
Поклонный крест у разрушенного храма в Меховицах Савинского района.
Поклонный крест у разрушенного храма в Меховицах Савинского района.
Поклонный крест на месте захоронения павших воинов народного ополчения с отрядами Лжедмитория II в Дунилове.
Поклонный крест на месте захоронения павших воинов народного ополчения с отрядами Лжедмитория II в Дунилове.

В наши дни традиция установки поклонных крестов так же достаточно распространена.

Поклонные кресты в селе Тимирязево Лухского района.
Поклонные кресты в селе Тимирязево Лухского района.

Источник информации https://zen.yandex.ru/media/id/5a92892d5f4967f9cb19a7e7/minichasovni-v-pravoslavnoi-tradicii-5ef793ccbdc3171937a89fd9

Все фотографии автора можно увидеть на персональном фото сайте www.photo-ivanovo.com