Найти тему

Якопо Пери: верный провал в тесте о музыке. Восполним пробел в знаниях

Вопрос "Кто такой Якопо Пери?" легко поставит в тупик даже дипломированного музыканта. Может быть, теоретики лучше подкованы? Не знаю. Но инструменталисты уж точно округлят глаза, услышав это имя.

Пословица "век живи - век учись" (без продолжения, дающего иной смысл) актуальна всегда. Что ж, воспользуюсь привычным смыслом дельного совета...

В разные времена на развитие классической музыки влияли композиторы Германии, Австрии, Англии, Франции, России, других восточноевропейских стран. Но на протяжении веков самой влиятельной страной в мире искусства всё-таки была Италия.

Родом из Италии многие музыкальные жанры, инструменты, традиции. До XXI века там сохранились шедевры живописи, архитектуры, литературы и музыки.

В глубоких слоях этой итальянской "музыкальной почвы" находятся:

  • возникновение григорианского пения (Папа Григорий I, VI век);
  • изобретение нот (Гвидо Аретинский, XI век);
  • возникновение полифонии (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, XVI век);
  • возникновение оперы (Якопо Пери, XVI век).

Интрига раскрылась! Продолжаю...

Эти "слои" росли ещё несколько веков. Имена Корелли, Вивальди, Паганини, Верди, Пуччини, Эйнауди с XVI века до XXI наполняли мировую музыкальную культуру.

И сейчас ни в одном музыкальном жанре итальянский дух не ощущается так сильно, как в опере.

Возникновение оперы ознаменовало собой важный этап в развитии классической музыки. Это был конец самого долгого периода в музыкальной истории: с XI века до начала XVII, от Хильдегарды Бингенской до появления оперы - одного из ведущих жанров музыкального искусства.

Считается, что первым образцом оперы была "Дафна" итальянского композитора Якопо Пери.

Теперь на вопрос: "Кто является композитором первой в мире оперы?" запоминаем простой ответ: "Якопо Пери".

Якопо Пери (1561-1633)
Якопо Пери (1561-1633)

Да...имя этого композитора слегка подзабылось...Во-первых, давно это было. Со дня премьеры "Дафны" прошло 423 года. Во-вторых, ноты оперы не сохранились, пропали. В-третьих, если опера Пери, как первая проба, ещё основывалась на монодии, то вскоре стали появляться произведения с ариями и речитативами.

Есть мнение, что первенство в оперном жанре принадлежит Клаудио Монтеверди, хотя это не так. Не прошло и 10 лет после премьеры Пери (у него тоже есть опера "Орфей и Эвридика", вторая опера этого композитора), как Монтеверди создал произведение с таким же названием. Просто его произведение "Орфей" многие критики называют "оперой" уже в полном смысле этого слова и привычного понимания. Такое мнение существует потому, что Монтеверди использует все современные на тот момент достижения в музыке: полифонию, оркестровку, интермедии, которые уже не противоречат драматическому развитию сюжета.

А оперы Якопо Пери основывались на традициях античного театра. Этот выбор был осознанным и исходил совсем не от отсталости и непрогрессивности композитора.

В 1573 году во Флоренции было создано сообщество поэтов, философов, музыкантов под названием "Флорентийская камерата". Курировал сообщество граф-меценат Джованни Барди. В его дворце любили обсудить древнегреческую и древнеримскую музыку, способы соединения античности с современностью и видели в древнем искусстве Греции и Рима истинные ценности и шедевры.

Цель этого сообщества была высокой: вернуть современной музыке духовную содержательность и нравственное воздействие.

Эх, знали бы эти господа, что и через сотни лет цель не будет достигнута! Увы, такая реальность...

Так что, получается: разница во вкусах двух итальянских композиторов, Пери и Монтеверди, всё-таки не меняет их места в музыкальной истории: Якопо Пери - первый композитор, написавший оперу. И точка!

Несмотря на то, что ноты первой оперы Пери "Дафна" не сохранились, известно, что постановка действительно была. Сам композитор принимал в ней участие, играя роль Аполлона. И было это в самом начале 1598 года во время карнавала.

Ноты второй оперы Якопо Пери "Орфей и Эвридика"(1600 год) благополучно сохранились. Теперь её считают лучшим достижением композитора. Остальные произведения (3 оратории, мадригалы, другие вокальные пьесы) или забыты, или утеряны...

В XV-XVI вв. во Флоренции музыка профессиональных композиторов совсем не была доступна массам. Она создавалась исключительно для узкого круга аристократов-меломанов. Композиторы служили и творили при дворах монархов.

Якопо Пери также писал музыку для придворных праздников и театральных постановок. Как настоящий музыкант того времени, он играл на лютне, был органистом и прекрасным певцом. А служил он при дворе знатного олигархического рода Медичи.

-3

Как верный соратник сообщества "Флорентийская камерата", Пери в своих операх "Дафна" и "Эвридика" использовал принципы античной музыки: мелодическую декламацию, хоровые фрагменты, монодию. Но исторически сложилось, что монодия, как форма пения, не получила развития, зато повлияла на совершенствование арии и речитатива.

В 60-е гг. ХХ века в Италии после многовекового перерыва прошла постановка "Эвридики" Якопо Пери в рамках Флорентийского фестиваля. И понеслось: спектакли с этой средневековой музыкой прошли во Франции, Германии, Польше, США; в 1993 году - в России. Уже в XXI веке эта музыка часто звучит в Западной Европе (Австрия, Германия, Италия).

Месяц август оказался значимым для земной жизни композитора Якопо Пери. 20 августа 1561 года он родился, а 12 августа 1633 года - умер. За почти 72 года жизни Пери оставил ценное наследие потомкам. Скоро исполнится 460 лет со дня рождения этого композитора, но первенство в создании оперы за ним останется навсегда.

Современный темп жизни и развитие технологий дают немного возможностей заинтересоваться творчеством старинных композиторов. Сейчас взгляды людей в основном устремлены в будущее, в перспективы. Творческая энергия тратится на создание чего-то шокирующего, нового, синтетического, хорошо, если не пошлого.

"Создания" в мире музыки гораздо больше, чем "возрождения". Это раньше, через много лет после смерти композитора, "открыли" Баха. Или Вивальди. Это были настоящие сенсации в искусстве.

Сейчас же общество увлечено новшествами. Но историю тоже нужно знать! И не забывать совет "век живи - век учись тому, как следует жить" - пригодится!))

В жизни всё может быть...

Примечания к статье:

  • Слова "век живи - век учись тому, как следует жить" принадлежат древнеримскому философу Сенеке. И имел он в виду не прилежное изучение наук, а постижение смысла жизни;
  • Клаудио Монтеверди (1567-1643) - крупнейший итальянский композитор эпохи позднего Ренессанса и раннего барокко;
  • Интермедия - небольшая сцена комического характера между основным действием пьесы;
  • Монодия - одноголосное пение с инструментальным сопровождением. Темп, ритм, мелодия подчинены тексту. Отсюда ноты различной длительности, широта мелодии, большие скачки голоса;
  • Сюжет первой оперы "Дафна"

Бог света Аполлон убивает дракона, но бог любви Амур завидует славе Аполлона и поражает его стрелой любви. Аполлон влюбляется в нимфу Дафну, но она отвергает любовь Аполлона, превратившись в лавровое дерево. Аполлон скорбит, увенчивает себя лавровым венком в память о возлюбленной. КОНЕЦ!

Как музыкальный пример, отрывок из "Дафны" показать невозможно, ноты же не сохранились. Поэтому, "Эвридика"...

Подписывайтесь на канал