Найти в Дзене
Мастерская "Калежа"

Символизм и история российской иконописи

Оглавление

Иконопись – особое для мастерской «Калежа» искусство. Именно с реставрации окладов икон и сотрудничества с церквями начался наш творческий и производственный путь в неспокойные 90-е. Впрочем, об этом мы уже рассказывали в одной из ранних статей. А сегодня хотелось бы поговорить об истории иконописи на Руси.

Истоки

Начало данному изобразительному искусству было положено после крещения Руси – в конце X века.

В церковном представлении икона является связующим звеном между верующими и божественным. По этой причине художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов.

Иконы писались на досках. Иногда на эти доски наклеивали холст, грунтовали, сверху покрывали слоем олифы для прочности. Художники использовали природные краски: растительные и минеральные. Их размешивали с яичным желтком и соком растений.

«Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок,» — гласит богословское определение иконы.

Церковь – это место общения с Богом
Церковь – это место общения с Богом

Наши предки с особым трепетом относились к иконам. Их даже нельзя было продавать – настолько бесценным сокровищем они считались. Старые и испорченные иконы не уничтожали и не выбрасывали. Их хоронили в земле или спускали на воду. Даже при пожаре именно иконы выносились в первую очередь из огня! «Без Бога — ни до порога,» — пословица, распространенная в те времена, обрела почти буквальный смысл.

Символизм русской иконописи

Русская иконопись выросла под влиянием византийской культуры. Образцы византийской иконописи стали не только объектом поклонения, но и предметом подражания. С XII века, однако, наши художники начали все больше отклоняться от византийских традиций, тем самым создавая собственные.

Иконы XI – XIII веков выделяются и своей особой торжественностью. Фигуры в спокойных, неподвижных позах, строгие лица. Гладкие фоны золотых либо серебряных оттенков. В те времена иконы писались по заказу князей или высшего духовенства. Ими украшали большие храмы. Чаще всего на иконах были запечатлены образы Христа и Богоматери.

Итальянские и европейские художники предпочитали придавать объем своим изображениям. Это приближало их к реальному – вещественному миру. Иконы русских мастеров, в свою очередь, более плоские. Изображенные на них персонажи кажутся бесплотными, бестелесными. Они как бы скользят вдоль плоскости икон.

С помощью специальных символов художники-иконописцы вкладывали особый смысл в произведения. Такие символы были близки и понятны простым людям. Например:

  • звезда означает обоготворение;
  • крылатый юноша, дующий в трубы, — ветер;
  • женщины с амфорами, из которых льется вода – реки, потоки воды;
  • круг – вечность и вечная жизнь;
  • дева на троне в венце и мантии – весна;
  • люди с крестами в руках – мученики;
  • волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами – высшее видение, знание.

Цвет тоже являлся своеобразным инструментом для передачи смысла изображений:

  • женщина в темно-вишневом плаще – Богоматерь;
  • мужчина в светло-малиновом – апостол Петр;
  • ярко-красный фон характерен для пророка Ильи;
  • также красный цвет — не только цвет мучеников, но и огонь веры;
  • зеленый означает юность, жизнь;
  • белый и золотой символизируют высшее звание – это цвета Бога.
Именно поэтому фон иконы традиционно покрывали золотом. Ведь оно не только символизировало божественность, но и создавало особый эффект. Будто бы мерцающий, мистический свет озарял икону пламенем лампады. Так подчеркивался возвышенный, недостижимый для смертных образ.

Иконы и мастерская «Калежа»

Мы в художественно-производственной мастерской «Калежа» не понаслышке знаем об иконописи. Наши мастера отливают копии икон до 35 см, оклады, кресты, просфоры и многие другие изделия из категории церковной утвари.

Для того, чтобы работа получилась по-настоящему качественной, сравнимой с оригиналом, нужно как следует изучить все нюансы изображения. Сначала наши художники создают эскиз будущего изделия. Затем воспроизводится модель, снятие форм, восковка… При изготовлении икон мы используем технологии литья, горячей и холодной эмали.

Наши изделия находятся во многих храмах и монастырях России: в храме Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода, в храме Святителя Николая на Преображенском Кладбище, в Даниловском монастыре, в храме Христа Спасителя, Спасо-Андрониковом монастыре и т.д.

В художественно-производственной мастерской «Калежа» бережно и со знанием дела изготавливается религиозная продукция на заказ. Вы можете преподнести в подарок икону, заказанную у нас.

Ручная работа наших мастеров, ответственное отношение и любовь к своему делу позволяют создавать поистине уникальные изделия.

Спасибо, что уделили время прочтению нашей статьи!
До новых встреч!