Найти тему
Имена Земли

Город Каш: Затонувшее судно позднего бронзового века

Каш (тур. Kaş) - это город и порт на средиземноморском побережье Турции, расположенный в 180 километрах на юго-запад от Антальи. Город имеет древнюю историю: первое поселение в районе современного Каша возникло еще в IV веке до н.э.

Когда в 1923 году греческое население покинуло эти места, город получил свое современное название Каш, что в переводе с турецкого означает "бровь". Ведь на нее похожа форма города, который дугой огибает небольшую бухту.

В 8,5 километрах на юго-восток от этого турецкого города расположен мыс Улубурун, в трех сотнях метрах от которого ныряльщик за губками Мехмет Чакир (Mehmet Çakir) в 1982 году обнаружил останки древнего судна. Это было финикийское торговое судно, затонувшее в XIV веке до н.э. Его обнаружение стало настоящей сенсацией в научном сообществе.

Место крушения отмечено красным крестом (источник фото: Интернет)
Место крушения отмечено красным крестом (источник фото: Интернет)

В ходе многочисленных погружений (с 1984 года по 1994 год дайверы совершили более 22 тысяч погружений) и дальнейшего исследования поднятых обломков и артефактов ученые установили, что длина судна составляла 15 метров, грузоподъемность - 20 тонн.

Макет затонувшего финикийского корабля (источник фото: Интернет)
Макет затонувшего финикийского корабля (источник фото: Интернет)

Корпус корабля был изготовлен из ливанского кедра с креплениями из дуба. Кроме того, на месте кораблекрушения были обнаружены многочисленные обломки весел и 24 каменных якоря. Судно раскололось и лежало на дне на глубине от 44 до 52 метров.

Дайвер за работой на месте крушения (источник фото: Интернет)
Дайвер за работой на месте крушения (источник фото: Интернет)

Затонувший корабль, скорее всего, был из Финикии и был полностью загружен товаром. Покинув какой-то порт в южной части древней Ликии, он направлялся в материковую Грецию. Методы радиоуглеродного датирования, а также обнаружение одного значимого артефакта позволяют предположить вероятную дату крушения судна как 1330-1300 года до н.э. Таким артефактом стало маленькое, но имеющее огромное значение золотое украшение в виде скарабея, на которое были нанесены иероглифы с именем Нефертити, супруги фараона Эхнатона.

Благодаря тому, что судно затонуло довольно глубоко, оно не было разграблено за прошедшие более 3 тысяч лет. Основным грузом было сырье: слитки меди (348 штук) общим весом 10 тонн, которые были размещены в четыре ряда по всей длине трюма; слитки олова (120 штук) общим весом более тонны. Анализ показал, что медь была с Кипра, а олово первоначально было добыто в горах Тавр, расположенных на юге современной Турции.

Медные слитки с затонувшего корабля (источник фото: Интернет)
Медные слитки с затонувшего корабля (источник фото: Интернет)

Кроме того, на борту корабля был груз из 150 кувшинов с терпентиновой смолой, анализ пыльцы из которой показал, что она была сделана в Израиле. Помимо этого трюм корабля был заполнен невероятным ассортиментом товаров практически со всех концов известного тогда мира: минимум из семи разных стран.

Корабль вез два десятка бревен черного дерева из Нубии, почти двести слитков стекла общим весом 350 кг (темно-синего, бирюзового, фиолетового и желтого цветов), слоновую кость, 14 зубов гиппопотама, множество ювелирных изделий из золота и серебра, глиняную утварь и посуду, цилиндрические печати из Месопотамии, мечи и кинжалы из Греции (вероятно, принадлежали членам экипажа и пассажирам суднам), один финикийский меч с инкрустацией из слоновой кости и черного дерева (возможно, принадлежал капитану), статуэтку ханаанского божества из бронзы и многие другие ценности. Помимо прочего на борту были и продовольственные товары, включая тмин, сумах, кориандр, шалфей, оливки, миндаль, виноград, инжир, зерно.

В целом груз, перевозимый в XIV веке до н.э. и затонувший у берегов современной Турции, имел высокую стоимость и явно предназначался для элиты существовавшего тогда общества. Груз был ценным и обогатил бы своего получателя или стал бы значительным источником престижа, если корабль был дипломатическим посольством с подарками от одного правителя другому. Можно только гадать, каковы были финансовые и политические последствия того, что такой ценный груз не достиг своего конечного пункта назначения.

Точную причину кораблекрушения мы, вероятно, никогда не узнаем, но можем предположить, что, так как оно недалеко от скалистого мыса Улубурун, погодные условия вытолкнули корабль на эти скалы и привели в конечном итоге к его затоплению. Наличие же оружия на борту напоминает нам о том, что морской торговле всегда угрожало пиратство.

В целом же крушение финикийского судна у мыса Улубурун дало археологам редчайшую возможность прикоснуться к нетронутой "капсуле времени", предоставившей уникальный шанс заглянуть в мир морской торговли позднего бронзового века.

Если история уникальной археологической находки у мыса Улубурун Вам понравилась, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".